Конфереция

В ожидании скачка цен на бензин ФАС просит увеличить штрафы за монопольный сговор

Вчера Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Они ужесточают штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. По мнению экспертов, эта мера - предупреждение нефтяникам, которые, как ожидается, резко взвинтят цены на топливо в начале января, как только перестанет действовать ценовой мораторий, пишут "Новые известия". Впрочем, нововведения могут стать еще и мощным репрессивным оружием государства, направленным против отдельных компаний.
В ФАС уверены, что ужесточение системы штрафов поможет снизить число картельных сговоров и злоупотреблений положением на рынке. По словам замглавы ведомства Андрея Цыганова, суть поправок, которые будут рассмотрены на правительстве в самое ближайшее время, заключаются в том, чтобы вместо исчисления штрафов в минимальных размерах оплаты труда рассчитывать их в процентах от оборота компаний за предыдущий год. Величина штрафа составит 2-4% от оборота. Сейчас, напомним, нарушителя можно оштрафовать максимум на 5 тыс. МРОТ (приблизительно $16 тыс.).
"Предложенные ФАС меры действительно будут более эффективными, чем начисление штрафов, исходя из МРОТ, - заявил аналитик ИК "Финам" Игорь Веретенников. - Во-первых, такой подход позволяет учитывать масштабы бизнеса, то есть штрафы приобретают более справедливый характер. Во-вторых, наиболее крупные компании, по сути монополизировавшие многие рынки, будут вести себя гораздо более осторожно".
Эксперты увязывают правительственные планы с тем, что в начале будущего года истечет срок достигнутого между нефтяниками и властью соглашения о временной заморозке цен. "Безусловно, новые предложения направлены в первую очередь против нефтяных компаний, которые после завершения моратория могут резко поднять цены на топливо, - отмечает Веретенников. - По сути, государство готовит еще один страховочный контур, предлагая нефтяникам не только пряник в виде создания оптимальных условий для развития, но и кнут в виде огромных штрафов". Помимо нефтяников, по мнению эксперта, от нововведений могут пострадать некоторые производители удобрений, а также сфера торговли.
Впрочем, при всей верной направленности этих поправок злоупотребление при их применении может подорвать финансовую устойчивость большинства компаний. "Стоит учитывать, что тот же картельный сговор в большинстве случаев очень сложно доказать, - поясняет Игорь Веретенников. - Существует риск, что нововведения станут мощным репрессивным оружием в руках государства, направленным против некоторых компаний".
Чтобы этого не произошло, необходима мощная защита от злоупотреблений и возможности толкований, убежден президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. "В законе должна быть прописана дифференциация нарушений и ответственности за них, - отмечает он. - Также нужно в каждом случае давать компании время для возможности оспорить в судебном порядке решение ФАС. То есть установить срок, в течение которого она может подать жалобу. И только если она этой возможностью не воспользовалась, взимать штраф. В противном случае ФАС придется доказывать виновность компании уже в суде".
Последние инициативы ФАС, по мнению аналитиков, фактически ставят знак равенства между судом и антимонопольным ведомством. Но этим список претензий к законопроекту не ограничивается. Среди замечаний, которые высказываются в адрес нового антимонопольного закона, есть и более весомые. К примеру, эксперты отмечают - в законе не может быть статей, которые начинаются словами "с предварительного согласия антимонопольного органа", что означает 'нельзя, но если ФАС разрешит, то можно'. Сомнение вызывает и норма, ужесточающая понятие коллективного доминирования. Сейчас доминирующим считается субъект, который держит в своих руках 65% от всего объема отраслевого рынка. По новому законодательству таковой признается любая из трех компаний, контролирующих вместе 50% рынка, либо из пяти, контролирующих 70%. Аналитики обращают внимание на абсурдность подобных формулировок - исходя их них, можно сделать вывод, что вполне допустимой является доминирующая группа, состоящая из четырех компаний. Обращают эксперты внимание и на то, что в борьбе с монополизированно высокими ценами ФАС совсем забыла о такой форме недобросовестной конкуренции, как демпинг - в нынешней редакции закона демпинговать можно сколько угодно.
Комментарии