Конфереция

Участники транспортного рынка о конкурсе по пассажирским перевозкам в Петербурге. ОПРОС Au92

Сбор заявок на начавшийся 26 сентября 2005 года конкурс на право организации пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге будет проходить в течение 45 дней, сообщил Au92 первый заместитель председателя Комитета по транспорту Николай Константинов. Затем конверты с заявками будут вскрыты, информация, содержащаяся в них - проанализирована, и конкурсная комиссия проведет отбор компаний, которые смогут принять участие во втором этапе конкурса, непосредственно на сами маршруты. Всего на конкурс выставлено 37 лотов, куда включено 227 социальных маршрутов, обслуживавшихся ранее ГУП "Пассажиравтотранс". (При этом за "Пассажиравтотрансом" сохраняются стратегические социально-значимые маршруты - по основным магистралям города, к вокзалам, аэропорту, крупным жилым районам и промышленным зонам). Если компания побеждает в одном из лотов, то она получает право помимо организации социальных перевозок организовать перевозки на коммерческой основе, из расчета шесть коммерческих автобусов к одному социальному.
Основными требованиями к участникам на первом этапе являются наличие как минимум 10 автобусов большой вместимости, наличие квалифицированного водительского персонала, производственной базы для ремонта автотранспорта, стоянки для транспорта, возможность организации контроля подвижного состава и медицинского осмотра водителей. Еще одним из критериев отбора станут объемы запрашиваемых из городского бюджета субсидий и количество автобусов, выводимых на маршруты. На сегодняшний день в Петербурге пассажирскими перевозками занимается 45 коммерческих организаций. По словам Николая Константинова, практически все они могут принять участие в первом этапе конкурса. При этом Николай Константинов подчеркнул, что ряд маленьких компаний для того, чтобы принять участие в конкурсе, уже объединились в одну "Пассажирскую транспортную компанию", и еще несколько ведут переговоры с крупными компаниями-перевозчиками. Кроме того, он отметил, что в конкурсе намерены принять участие и абсолютно новые компании, в частности, "Петербургская транспортная компания" - "дочка" крупного топливного оператора "ПТК".
Чиновник отметил, что на этот раз противников конкурса было значительно меньше, поскольку после провала предыдущего конкурса была создана специальная согласительная комиссия и рабочая группа, куда вошли представители коммерческих перевозчиков, что позволило с большей четкостью и реальностью прописать ряд положений конкурсной документации. В частности, если победившая компания уже занималась коммерческими перевозками, то она получит право сохранить за собой те маршруты, которые она обслуживала ранее. Кроме того, компаниям не обязательно приобретать в собственность транспортные средства, площади для стоянок, ремонта и обслуживания подвижного состава - они все это могут арендовать, в том числе, и у ГУПов. (По данным Транспортной инспекции в Санкт-Петербурге зарегистрировано 18 тысяч автобусов, а непосредственно на автобусных линиях задействовано лишь около 6 тысяч).
Николай Константинов отметил, что в договорах на коммерческие перевозки, которые будет заключаться ГУП "Организатор пассажирских перевозок" с победителями в лотах, будет четко прописан ряд положений, обязательных к исполнению. В частности, здесь будут указаны не только расписание (или интервалы) движения, и марка транспортного средства, но и будет записано обязательство перевозчика постепенно, в течение 3-х лет осуществить замену старого подвижного состава. Кроме того, вероятно, что для коммерческих маршрутов будет установлен верхний предел увеличения цены. По словам Николая Константинова, соответствующие документы сейчас готовятся. Невостребованные коммерческие маршруты будут выставлены на отдельный конкурс.
Удовлетворяют ли организация и условия конкурса самих перевозчиков, выяснило Информагентство Au92 у ряда транспортных компаний города.

- Насколько для Вас как для перевозчика приемлемы финансово-экономические условия конкурса?

Татьяна Кутовая, генеральный директор ООО "Балтикстар"
- Для нас эти условия вполне приемлемы. Мы были готовы к конкурсу еще в прошлом году.
Семен Карелин, генеральный директор ООО "Питеравто"
- Мне кажется не совсем справедливым то, что все компании допускаются до участия в конкурсе в равной степени, поскольку у некоторых перевозчиков не все маршруты хорошо обкатаны. У нас маршрутов очень много, и мы постоянно отслеживаем пассажиропоток, в какое время больше пассажиров, в какое - меньше. В соответствии с этим рассчитываются интервалы движения.
Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк"
- Финансово-экономические условия город еще не предлагал. Сейчас идет первый этап конкурса - процедура подтверждения квалификации. Те условия, которые там прописаны, мы считаем абсолютно нормальными, и даже, более чем мягкими. Но это специфика нас, как крупной компании.
Андрей Колосов, генеральный директор ООО "Престиж-Авто", Президент Ассоциации независимых перевозчиков СПб
- Во-первых, финансово-экономические условия город пока вообще не выдвинул. Сейчас, на первом этапе, мы столкнулись с предквалификацией или квалификацией предприятий. Город будет смотреть, кто из нас достоин, а кто нет. А о финансах даже речи нет. По самой организации говорить очень сложно. Например, возникло уже достаточно вопросов по документации конкурса. В частности, нас заинтересовал один пункт, который описывается в документах, по которому ряд компаний могут выйти на конкурс в составе товарищества. Что это такое? Какое товарищество имеется в виду? В документации указано пять или шесть наименований, и все они разные. Это может быть простое товарищество, хозяйственное, полное и другие. Но здесь сразу же возникает несколько вопросов. Допустим, собралось пять-шесть предприятий, которые объединились в товарищество, вышли на этот конкурс, а один из них оказался недобросовестным, предположим, проблемы с налогами и т.д. Мы же предварительно не имеем доскональной информации о каждой компании. Как быть в такой ситуации: все товарищество распадается или только этот недобросовестный участник его покидает, а остальные остаются? По этому поводу, и по ряду других аспектов, мы уже направили соответствующий запрос с просьбой разъяснить эти вопросы.

- Каковы Ваши предположения по поводу объема дотаций из городского бюджета на обслуживание социальных маршрутов?

Татьяна Кутовая, генеральный директор ООО "Балтикстар"
- Пока никаких предположений нет, и это беспокоит больше всего, поскольку мы в преддверии конкурса не знаем тех цифр, которые будут предложены перевозчикам. В конкурсной документации об этом ничего не сказано, и чиновники на этот счет ничего не говорят. В документации лишь написано, что дотации будут определяться в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга о бюджете на 2006 год.
Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк"
- К сожалению, я не провидец. Мы не владеем этой информацией, потому что цифры, которые заложены в бюджет на 2006 год, нам еще пока не известны. И потом, это еще только проект бюджета. Сейчас его начнут рассматривать в Законодательном собрании, примут в первом чтении, и начнется работа с поправками. Пока нам даже стартовые цифры не известны. На мой взгляд, Комитет по транспорту поступил достаточно корректно. Он предоставил нам список маршрутов, на которые мы можем в дальнейшем претендовать. Пока мы определяем для себя эти маршруты исходя из профессиональной точки зрения: территориальные привязки к производственным базам по действующим коммерческим маршрутам и так далее. Потом, на втором этапе, если предприятие пройдет квалификацию и получит возможность дальнейшего участия в конкурсе, финансовые условия, на которых мы и будем строить свою политику, будут уже определены. Относительно распределения маршрутных сетей, мы думаем, что радикальных изменений не будет и постараемся сделать все, чтобы этого не произошло. Радикальные изменения в такой большой сети как маршрутная, ни нам как производителям услуг, ни горожанам как их потребителям, не нужны.
Андрей Колосов, генеральный директор ООО "Престиж-Авто", Президент Ассоциации независимых перевозчиков СПб
- Предположений у меня нет, однозначно. На днях я услышал смешную версию, но думаю, она не соответствует действительности, что в бюджете вообще не заложены средства на дотации транспортным компаниям. Возникает еще один вопрос, немного смешной. ГУП "Пассажиравтотранс" из конкурса выведен. А как же они в таком случае получат бюджетные деньги? Ведь закон един для всех. А распределение бюджетных денег идет только через конкурс. Поэтому пока комментировать очень сложно.

- Какую долю на рынке перевозчиков компания занимает сейчас, и какую планирует получить после распределения маршрутных сетей?

Татьяна Кутовая, генеральный директор ООО "Балтикстар"
- Сейчас доля компании составляет 4%. Мы уже не раз проходили так называемый этап квалификации и сомнений в том, что первый этап конкурса мы пройдем, у нас нет. После распределения маршрутных сетей, предполагаем, что доля компании на рынке увеличится до 15%.
Семен Карелин, генеральный директор ООО "Питеравто"
- Сейчас наша компания на втором после ОАО "Третий парк" месте среди перевозчиков, осуществляющих как коммерческие, так и социальные маршруты. Надеемся, сохранить свои позиции.
Михаил Богданов, первый заместитель генерального директора ОАО "Третий парк"
- Сейчас наша доля рынка в "социалке" - 0 процентов, мы еще не работали по социальным маршрутам. А по коммерческим маршрутам - 23%. И задача, поставленная перед работниками компании руководством - как минимум, остаться на том же уровне.
Андрей Колосов, генеральный директор ООО "Престиж-Авто", Президент Ассоциации независимых перевозчиков СПб
- Наша Ассоциация независимых перевозчиков Санкт-Петербурга существует с августа прошлого года. Члены этой Ассоциации еще в январе пришли к выводу, что независимо от того, как сложится конкурс, имеет смысл объединить свои компании, поскольку крупному предприятию в настоящее время легче реагировать на рынок. И потом, никто из нас не сомневается, что в конечном итоге, весь мелкий бизнес будет уничтожен. К сожалению, это реалии. Мы слышали выступление господина Коломийченко (Олег Коломийченко - руководитель территориального управления ФАС - прим. Au92), который говорил, что он за конкуренцию крупных перевозчиков, но 52 перевозчика для Санкт-Петербурга - это слишком много. Поэтому, я думаю, что мы взяли правильные ориентиры, и количество перевозчиков в результате будет не больше 10. Что касается доли рынка, то в настоящий момент мы занимаем около 10% (8 объединенных компаний). Учитывая, что еще некоторые компании обратились к нам с просьбой принять их, если мы успеваем это сделать до окончания конкурса, то эта доля возрастет до 15%.

Комментарии