Конфереция

Чиновники пустят в систему "Транснефти" только качественную нефть, чтобы сократить маржу Urals и Brent

Чиновники нашли способ сократить разницу в цене между российской нефтью Urals и эталонным сортом Brent, на которую им указал президент Владимир Путин. Один из возможных вариантов - не пускать в систему "Транснефти" высокосернистое сырье, добываемое в ряде регионов России. Работающие там нефтяники считают, что реализация этой идеи грозит разорением не только компаниям, но и целым регионам, а аналитики сомневаются в ее осуществимости. Вчера спотовая цена Urals в средиземноморских портах составила $57,28 за баррель, Siberian Light в Северо-Западной Европе - $58,33, а ноябрьские фьючерсы Brent стоили $63,04 за баррель.
"Народом овладела идея, что нужно пересмотреть условия для добытчиков низкокачественной нефти, с тем чтобы облегчить их фискальное бремя, но взамен этого создать условия, близкие к запретительным по доступу их в трубу. То есть фактически снизить им НДПИ, но запретить входить в трубу, подтолкнув их к переработке этой нефти либо к транспортировке нефти колесами", - заявил замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. По его мнению, это сразу позволит повысить стоимость российской смеси Urals до уровня примерно Siberian Light.
Основными поставщиками высокосернистой нефти в магистральные трубопроводы являются "Татнефть" и "Башнефть, а также компании, работающие в Удмуртии и в значительной части Поволжья.
Не все чиновники разделяют решительность Шаронова. Представитель Минпромэнерго отмечает, что недопуск отдельных производителей в трубу "Транснефти" - чересчур радикальная мера. По его мнению, следует подумать о повышении качества нефти до ее сдачи в трубу, возможно также выделение транспортных направлений под определенные сорта нефти. "Не пускать в трубу политически неверно, - соглашается заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Валерий Прозоровский, - но что-то делать надо". По его мнению, наиболее цивилизованным способом компенсации потерь от снижения качества нефти было бы введение банка качества нефти, как это сделано, например, в Каспийском трубопроводном консорциуме.
Не согласен с Шароновым и заместитель гендиректора "Татнефти" Азат Ягафаров. "Мы изучали эту проблему и пришли к выводу, что технологий обессеривания нефти на сегодняшний день не существует (помимо глубокой переработки нефти на НПЗ). Но в России не существует нефтеперерабатывающих заводов, которые могли бы работать исключительно на сернистой нефти", - рассказывает он. То есть НПЗ может перерабатывать только смесь Urals, в которой есть доля сернистой нефти. Помимо всего прочего, отмечает Ягафаров, недопуск в той или иной форме к трубе - прямое нарушение закона о естественных монополиях, который предусматривает равнодоступность магистральных трубопроводов.
Иного мнения вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун. Он считает, что надо строить системы по снижению уровня серы на месторождениях, и в пример приводит Карачаганакский проект в Казахстане, где такая система построена и успешно действует. По его словам, в зависимости от объемов переработки она может стоить от $200 млн до $1 млрд и окупается за 3-4 года. К запретительным же мерам Федун относится негативно.
Представитель одной из компаний, добывающих сернистую нефть, оценивает ее общероссийский объем примерно в 50 млн т (суммарная добыча в 2004 г. - 459 млн т). "Вы представляете, что будет, если такой объем не пустить в трубу?" - вопрошает он. Собеседник уверен, что разорятся не только добывающие компании, но и целые регионы, экономика которых держится на нефти. По его словам, ни снижение НДПИ, ни даже полная его отмена не смогут компенсировать потери, которыми грозит отлучение нефтяников от трубы.
Комментарии