Конфереция

"Всплеск интереса инвесторов к строительству АЗС в Ленобласти возникнет уже в этом году" - Григорий Двас

Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас дал эксклюзивное интервью Au92, в котором рассказал о перспективах развития топливного рынка в области, предстоящих изменениях в системе распределения земельных участков, механизме взаимодействия властей с участниками рынка. По мнению Григория Дваса, относительно достаточности количества автозаправочных станций в Ленинградской области, судить об этом можно по тому, есть или нет заявки от потенциальных инвесторов на строительство новых АЗС. Сегодня в области такие заявки есть, но в основном это единичные обращения, а не какие-то комплексные программы. Причем, преимущественно заявления на эксплуатацию новых участков связаны с развитием сети дорог, с устройством новых дорог или с реконструкцией старых. Поэтому сказать, что существует какая-то острая необходимость в расширении количества АЗС. Хотя определенная потребность есть.

- Существуют ли на карте области приоритетные "пятна" под АЗС, представляющие интерес для инвесторов? Возможно, судя по заявкам, прослеживается какая-то определенная тенденция?
Я бы не сказал, что все подаваемые заявки концентрируются на какой-то определенной территории. Мы ожидаем, опираясь на предыдущий опыт, что всплеск интереса инвесторов возникнет после ввода в эксплуатацию восточного полукольца кольцевой дороги, который должен произойти уже в этом году. На определенные площадки, где существует транспортная доступность, еще до ввода кольцевой автодороги, заявки уже есть. Есть несколько заявок по кольцевым автодорогам в объезд Выборга и в объезд Тосно.

- Продолжая эту тему, скажите, разработана ли в области схема строительства АЗС, и есть ли планы дорожного развития Ленинградской области, чтобы потенциальные инвесторы могли их учитывать?
Вопрос непростой. С одной стороны, у нас есть программа развития автомобильных дорог Ленинградской области на период до 2020 года. Однако в ближайшие годы эта программа может претерпеть достаточно серьезные изменения. Это связано с предстоящей муниципальной реформой. Дело в том, что до сегодняшнего дня практически все дороги общего пользования Ленинградской области делились на федеральные и региональные. Количество муниципальных дорог большое, но их протяженность очень незначительная. В связи с муниципальной реформой, произойдет достаточно серьезное перераспределение дорог по видам собственности, и Ленинградская область, как субъект федерации, будет ограничена планированием и строительством сети только областных дорог. Может произойти некая переориентация, которая затронет муниципальные дороги, и, соответственно, программа также претерпит изменения в части развития местных дорог. Поэтому однозначно ответить на этот вопрос сейчас сложно.

- Какие требования областные власти предъявляют к потенциальным инвесторам на топливном рынке?
Единственное требование, к любому инвестору, не обязательно к тому, который строит АЗС: компания должна предоставить гарантии не просто наличия финансовых средств, а гарантии того, что предоставляемый участок будет освоен в конкретные сроки в соответствии с тем проектом, который для этой компании согласован.

- В Санкт-Петербурге распределение земельных участков под строительство АЗС происходит через торги, проводимые Фондом имущества города. А как распределение участков происходит в области?
Одна из наших самых серьезных проблем заключается в том, что у нас практически отсутствует градостроительная документация по тем объектам, где возможно было бы строительство автозаправочных станций. До сегодняшнего дня мы шли по такому пути: потенциальный инвестор сам подыскивал площадку, подавал заявку, она рассматривалась и, примерно в 70% случаев, согласовывалась. В 30% случаев согласования не было, поскольку существовали определенные ограничения, например, леса первой категории или что-то еще. Но сейчас губернатор области распорядился подготовить необходимую документацию для выставления земельных участков под строительство автозаправочных станций на торги. Однако только подготовить соответствующую документацию недостаточно. Участок должен быть свободен от всяких обременений, поставлен на кадастровый учет с соответствующим кадастровым номером, необходимо наличие топографической съемки и должна быть проведена экспертиза на предмет возможности строительства на конкретном участке автозаправочной станции и т.д. Честно говоря, я думаю, что год на это уйдет как минимум.

- Т.е. на перспективу торги возможны?
На перспективу - да. Губернатор довольно четко выстраивает направление по этому вопросу. Подготовка документации и подготовка участков к строительству АЗС уже началась.

- Как происходит контроль за соблюдением экологических норм на топливном рынке области? Известно, что год назад была предпринята "громкая" серия проверок АЗС. Как этот вопрос контролируется сейчас? И существуют ли какие-то дополнительные, стимулирующие операторов на реализацию качественного моторного топлива, программы? В Санкт-Петербурге, например, в отношении АЗС существует программа "Экологический знак":
Та работа, которая началась год назад, продолжается. Контроль за соблюдением экологических норм на АЗС, установленный год назад по распоряжению губернатора, сохраняется. Все службы осуществляют проверку по тем направлениям, за которые они отвечают: Роспотребнадзор, санитарные службы, пожарная инспекция. Надо сказать, что за этот период количество выявленных нарушений на автозаправочных станциях сократилось очень резко по всем направлениям, в том числе и по экологическим показателям.

- Сами операторы стали более сознательными или контроль властей усилился?
Почему или-или? Ужесточился контроль властей, поэтому операторы стали строже отслеживать качество топлива на своих станциях.

- В связи с вопросами экологии, хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу альтернативных видов топлива, о которых сейчас так много говорят: водородное топливо, сжиженное топливо и др., которые по многочисленным убеждениям более экологичны и более экономичны. Насколько, на Ваш взгляд, у них есть реальное будущее?
У них обязательно есть будущее. И с моей точки зрения, тут двух мнений быть не может. Весь вопрос только в том, когда произойдет замена тех видов топлива, которые сегодня называются традиционными на пока еще нетрадиционные. И я думаю, что можно с одинаковой степенью уверенности утверждать, что с одной стороны, это не произойдет в ближайшие пять лет, но с другой стороны, это не выйдет за двадцатилетний период. Это совершенно точно.

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы строительства в области водных АЗС?
Вы имеете в виду АЗС предназначенную для заправки яхт и катеров? У нас таких обращений пока не было, и мы, соответственно, этот вопрос не рассматривали. Другое дело, что сейчас разрабатывается серьезная программа по яхтенному туризму, которая будет предусматривать оборудование мест стоянок яхт, и конечно же с заправочными комплексами. Но, честно говоря, я пока не имею представления о технологиях, по которым будет осуществляется заправка яхт и катеров на таких стоянках. Еще раз скажу: у нас таких обращений не было, поэтому ни технологию, ни экологические условия возможности размещения подобных заправок мы пока не рассматривали.

- Есть ли в области организация, объединяющая топливные компании, аналогичная Нефтяному клубу в Санкт-Петербурге, которая является своего рода посредником между рынком и властью? Насколько нам известно, была организация Ленинградский областной топливный союз (ЛОТОС). Существует ли она сейчас? Как Вы взаимодействуете?
В свое время такая организация действительно существовала. Владимир Хильченко (бывший глава топливной компании "Фаэтон"- прим. Au92) его лоббировал. Однако, я предпринял все усилия для того, чтобы Ленинградская область не вошла в число учредителей.

- Почему?
Потому, что это рынок, и все участники рынка должны взаимодействовать в рыночных условиях. Вхождение государства в какую-то ассоциацию, которая объединяет не всех участников рынка, а только некоторых - неправильно с точки зрения конкурентной среды. Это с одной стороны. С другой стороны, вхождение государства в такую ассоциацию в любом случае не повлекло бы за собой никаких последствий в виде ограничения роста цен на топливо. Но при этом, в связи с тем, что государство было бы в числе участников, можно было бы воспринимать позицию компаний входящих в эту ассоциацию, как получившую одобрение со стороны государственных органов, что опять-таки, в силу сугубо рыночных отношений, было бы неправильно. Поэтому в число учредителей мы не вошли. Тем не менее, насколько я помню, Ленинградский областной топливный союз был зарегистрирован, но, в моем восприятии, самое яркое за всю его жизнь было только то, что связано с созданием и регистрацией. После этого я не получал ни одного письма, ни одного обращения, ни читал в прессе какие-либо аналитические и другие материалы от этой организации.

- Нужен ли, на Ваш взгляд, такой посредник между властью и рынком?
В любом объединение по профессиональному признаку я всегда вижу позитивную роль. Прежде всего, она заключается в выработке определенных правил, по которым компании договариваются взаимодействовать на рынке. А также, в выработке определенного кодекса, регламентирующего вопросы соблюдения качества продукции, качества предоставляемых услуг. Такая организация должна предпринимать какие-то совместные действия по выработке предложений по корректировке федеральной или региональной политики, отстаивать какие-то интересы, возможно, связанные с применением новых технологий, с созданием каких-то единых и коммутируемых информационных систем и так далее, в том числе, создании базы данных по поставщикам, например. Но роли государства в этом сообществе я не вижу.

О том, как построить АЗС в Ленобласти, читайте в статье Как построить АЗС с "нуля" в Ленинградской области. Часть 1

Комментарии