Конфереция

Герман Греф не смог гарантировать прекращение роста цен на топливо

Вчера глава Минэкономразвития Герман Греф, выступая на пленарном заседании в Государственной Думе, признался депутатам, что не может гарантировать прекращения роста внутренних цен на топливо. "Я не могу гарантировать, что с 1 января скачка цен на энергоносители не будет", - сказал министр, отметив, что рыночную ситуацию и конкретную динамику цен гарантировать не сможет никто. По его словам, меры, предпринимаемые правительством для борьбы с ростом стоимости топлива, не рассчитаны на мгновенный эффект и начнут действовать не раньше 2007 года. А пока правительство рассчитывает сдерживать цены с помощью договоренностей с нефтяными компаниями и плановым повышением экспортных пошлин.
Главным вопросом повестки дня на вчерашнем дополнительном пленарном заседании депутатов Госдумы было рассмотрение бюджета на будущий год. Однако парламентарии, обеспокоенные тем, что неумолимо ползущие вверх топливные цены бьют по карману автовладельцев и сельхозпроизводителей и ставят под угрозу срыва начало отопительного сезона в северных регионах страны, пригласили на заседание главу Минэкономразвития Германа Грефа и министра финансов Алесея Кудрина. Министры доложили депутатам о мерах, предпринимаемых правительством для борьбы с ростом цен.
В своем докладе Герман Греф в очередной раз озвучил мысль о том, что далеко не все находится в руках правительства. На днях министр метко подметил, что "российская экономика и Российская Федерация не находятся в безвоздушном пространстве", поэтому, объяснил он, если мировые цены на нефть будут расти и дальше, "нам никуда не деться от того, что у нас будет расти цена на внутреннем рынке". При этом он заверил, что "мы будем предпринимать все усилия к тому, чтобы эта динамика была очень медленной, чтобы максимально сдержать рост". В качестве основных мер по борьбе с ростом цен на топливо Герман Греф назвал стимулирование разработки нефтяных месторождений и изменение налогообложения предприятий отрасли.
"Сейчас нами предприняты инициативы по четырем направлениям налогообложения, - сказал министр. - В частности, это дифференциация налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от выработки нефтяных скважин". Он пояснил депутатам, что фискальная часть в стоимости нефти и нефтепродуктов составляет 50% от конечной цены продукции, поэтому именно регулирование этой части налоговой составляющей позволит во многом сдержать рост цен на нефтепродукты. Кроме того, Герман Греф сообщил, что правительством также рассматривается вопрос об отмене пошлин на ввоз оборудования для нефтеперерабатывающих предприятий и дифференциация акцизов по качеству нефтепродуктов. При этом он предупредил, что предпринимаемые усилия не повлекут за собой мгновенного эффекта. "Это меры глобального характера, которые не могут быть приняты быстро", - пояснил Греф. Вместе с тем он добавил, что большая часть этих предложений будет в виде законопроектов внесена в Госдуму, и он выразил надежду, что они смогут вступить в силу с 2007 года.
В качестве оперативных мер министр намерен использовать повышение экспортных пошлин. "Этот механизм очень сложный, и долго им пользоваться нельзя", - предупредил министр. По его мнению, в противном случае нефтяники могут сократить нефтепереработку, и тогда образуется дефицит топлива.
Кроме экспортных пошлин, глава Минэкономразвития в числе возможных оперативных мер назвал переговоры с нефтяниками. Напомним, что на днях ряд крупнейших нефтяных компаний приняли решение заморозить цены на бензин до 1 января 2006 года. По словам Германа Грефа, в декабре этого года планируется встреча с представителями нефтяной отрасли с тем, чтобы продолжить обсуждение сложившейся ситуации и совместными силами найти решение. В ходе своего доклада министр отметил, что в борьбе с ростом топливных цен правительство не намерено использовать прямые рычаги воздействия, такие, как ограничение цен или какие-либо административные меры. По мнению Германа Грефа, подобные меры крайне неэффективны, и опыт Украины это показал. "Мы к прямым административным методам прибегать не будем, но мягкие стимулирующие меры и постоянные консультации с производителями топлива - в наших планах, мы это будем делать".
Комментарии