Конфереция

"Администрация просто неуважительно относится к нефтетрейдерам Петербурга" - Олег Ашихмин

Недавно Au92 опубликовало интервью с вице-губернатором Санкт-Петербурга Александром Вахмистровым, посвященное политике города на топливном рынке; в нем затрагивались вопросы распределения земельных участков под строительство АЗС, организации и проведения торгов, перспектив развития розничной торговли топливом. Материал вызвал живой интерес у трейдеров Петербурга, а президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин по просьбе агентства, прокомментировал ряд заявлений вице-губернатора, сделанных в ходе интервью.
- Я бы начал с одной основополагающей фразы, которая прозвучала из уст господина Вахмистрова, о том, что все участники рынка должны находиться в равных условиях. Однако, то что произнес Александр Иванович, должно выполняться на практике. А на практике это заявление абсолютно не выполняется, потому что город четко заявляет о том, что приоритет отдается вполне определенным, крупным, вертикально-интегрированным нефтяным компаниям. Тогда уместно задать вопрос - почему кому-то оказывается предпочтение, если рынок - одинаков для всех? У крупных компаний и так больше возможностей. Однако, в их пользу идет явное лоббирование со стороны исполнительной власти города. Это прикрывается качеством топлива и, якобы, большими возможностями компаний по строительству современных автозаправочных комплексов. На самом деле это совершенно не так - наши независимые операторы раньше всех стали строить и вводить в действие новые заправочные комплексы, которые намного современнее, чем у большинства нефтяных компаний.

-Другими словами, вы за то, чтобы ограничить доступ на топливный рынок Петербурга крупных компаний?
-Вовсе нет. Речь не идет о том, чтобы запретить компаниям "приходить" в город, а о том, чтобы в городе на уровне руководства не было лоббирования интересов каких-то избранных компаний, формирования условий торгов и лотов специально под крупные компании. Пожалуйста, приходите в город, участвуйте в торгах. Но на общих основаниях. На самом деле, сегодня в городе из независимых топливных операторов осталась отнюдь не "мелочевка", а серьезные операторы, которые уже давно работают на рынке. Те маленькие компании, имеющие по одной-две АЗС, тоже заняли свою нишу, у них есть свои клиенты и поставщики, которые заинтересованы в реализации своих объемов топлива через этих независимых топливных операторов. Поэтому я совершенно не вижу необходимости для власти кого-либо лоббировать. Условия должны быть равными для всех, а рынок сам расставит все приоритеты.

-А каким образом на топливном рынке Петербурга отражалось присутствие большого количества независимых операторов?
- Рынок Санкт-Петербурга был всегда самым независимым и конкурентным, а, следовательно, цены у нас всегда были ниже, чем в других регионах. Достигалось это именно из-за присутствия на рынке большого количества топливных операторов. Вообще, как показывает практика, если на топливном рынке региона доминируют одна-две-три компании, то они обычно очень быстро договариваются о своих совместных действиях. На нашем рынке этого не произошло, да и не могло произойти, из-за большого количества операторов. И сейчас у нас в городе работает много компаний - у кого хочешь, у того и заправляйся. Причем, разница в цене на один и тот же вид топлива у разных компаний может достигать рубля. А в Москве, где на топливном рынке доминируют 6 крупных нефтяных компаний, цены разнятся на 10-20 копеек. Там осталось очень мало независимых операторов и в основном сети АЗС принадлежат крупным нефтяным компаниям. И это - один из показателей. Потому что в регионах, где работают 2-3 компании, цены на топливо просто ими диктуются. А сегодня хотят тоже самое сделать и в Петербурге.

-А как же примеры европейских стран, на которые ссылается вице-губернатор Вахмистров?
Сравнивать Запад с нами - абсолютно неверно. У них ведь все организовано по-другому - другое правительство, другое налогообложение, другая политика. Когда речь заходит именно о петербургских топливных операторах, можно вспомнить и еще одну вещь. Когда в начале 90-х годов началась свободная торговля, в том числе и нефтепродуктами, в нашем городе именно за счет независимых трейдеров была решена проблема дефицита топлива. Прошло время, и те компании, которые на этом рынке были временными - ушли, а остались именно те, что работают всерьез. А нефтяные компании появились и начали развиваться у нас только с конца 90-х - в начале 2000-х годов, и никакого участия в выводе города из топливного хаоса не принимали - это было сделано силами именно городских нефтетрейдеров. И сегодня, когда мы ликвидировали очереди и создали современные автозаправочные комплексы, крупные компании "пришли" в Санкт-Петербург фактически на наших спинах, и только начинают делать то, что мы делаем давным-давно: И администрация города просто неуважительно относится к нам, утверждая, что нефтяные компании делают что-то лучше, чем делаем это мы. Это абсолютно не так. Александр Иванович упомянул о дороге из Петербурга в Финляндию, через Выборг. Так вот, могу сказать, что там нет ни одной станции "ЛУКОЙЛА" или "ТНК", а есть АЗС независимых топливных операторов - прекрасные современные комплексы, с магазинами, с полным комплексным сервисом для обслуживания дальнобойщиков. В последнее время из крупных компаний там появились только две станции "ЮКОСА", и это все.

-В ходе беседы с Александром Вахмистровым затрагивался вопрос об организации торгов, и он сообщил, что город и впредь намерен выставлять на торги крупные лоты..
- Здесь в определенной степени опять идет лукавство. Если принимать объяснения властей о том, что отдав 30 участков "ЛУКОЙЛУ" город получит в 2005 году определенное количество налогов, то при продаже этих участков, скажем, 10 компаниям лотами по три участка, налоговые поступления будут точно такие же. Я даже не затрагиваю вопрос целесообразности строительства в городе АЗС. Очередей нет. Сейчас проходит неделя экологии в нашем городе. Все говорят о тяжелой экологической ситуации. Однако, до сих пор, несмотря на указание губернатора никто не разработал программу контроля качества топлива в городе. А это напрямую влияет на уровень вредных выбросов от автомобилей, а, следовательно, на экологию. Так может, если не можем контролировать и нет очередей, не строить АЗС, а построить не одноэтажную заправку, а многоуровневый торговый комплекс (некоторые компании уже стали их строить на месте АЗС). И налогов бюджет получит больше, и рабочих мест. Все дополнительные условия были придуманы для того, чтобы другие участники не могли претендовать на эти участки, так что торгов, как таковых, не было. Все ценные участки, расположенные в выгодных местах, выставлялись единым лотом и, естественно, были проданы. А участки, расположенные в не удачных местах выставлялись по отдельности. В результате таких действий, создается впечатление, что большие лоты продаются хорошо, а маленькие отдельные лоты - плохо. Однако, здесь явно происходит подмена понятий. К тому же, опыт показывает, что один хороший участок уходит в 3 раза дороже, чем в пакете. Так что, продавая хорошие участки по отдельности, город мог бы получить гораздо больше средств, чем получил в случае с "ЛУКОЙЛОМ".
Комментарии