Ведущие российские нефтяные компании пообещали не повышать цены на нефтепродукты на внутреннем рынке до конца года, объявило вчера вечером Минпромэнерго. Об этом договорились на совещании у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко представители "Сургутнефтегаза", ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, "Татнефти", "Роснефти" и "Сибнефти", сообщает 'Коммерсант'. Скорее всего, нефтяники воспользуются ситуацией, чтобы вытеснить из регионов своего присутствия независимых трейдеров. Однако сами трейдеры считают, что розничные цены на бензин уже достигли пикового значения - их дальнейший рост в этом году невозможен.
Из первых лиц на совещании присутствовали президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Остальные нефтяные компании были представлены старшими вице-президентами. По словам официального представителя Минпромэнерго Стаса Наумова, руководители крупнейших российских нефтяных компаний "согласились с необходимостью стабилизировать цены на горючее без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства".
Отметим, что за последний месяц, по данным Московской топливной ассоциации, рост цен на бензин в столице составил 11%. Сами нефтяники утверждают, что скачок связан с налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который зависит от мировых цен на нефть и с декабря 2004 по август 2005 года вырос с $37,3 до $79 за тонну нефти. Наумов вчера заявил, что задача "отвязать" внутренние цены на нефть от мировых и изменить для этого налоговое законодательство (в частности, снять привязку НДПИ к мировым ценам на нефть) перед правительством по-прежнему стоит, и она будет решаться.
В прошлую пятницу премьер-министр Михаил Фрадков в связи с ростом цен на горючее пообещал, что нефтяники будут приглашены на разговор к одному из профильных министров - главе Минэкономразвития Герману Грефу или министру промышленности и энергетики Виктору Христенко. Оказалось, что к совещанию как следует подготовился только ЛУКОЙЛ, еще в середине вчерашнего дня объявивший, что вновь замораживает цены на своих 1.500 АЗС , включая арендованные и работающие по франчайзингу. Пресс-служба ЛУКОЙЛа процитировала Вагита Алекперова, который заявил, что "этот шаг позволит в краткосрочном периоде сдержать рост цен на топливо, а также продолжить начатый конструктивный диалог между правительством и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты". В своем сообщении компания напомнила, что с декабря 2004 года по май 2005 года в одностороннем порядке снизила на 5% и заморозила розничные цены на бензин и дизтопливо на собственных АЗС, однако компания "столкнулась с непониманием со стороны некоторых госорганов и сопротивлением со стороны конкурентов". Для остальных участников встречи с министром ее результат явно был сюрпризом - ни один представитель нефтяных компаний не смог внятно прокомментировать достигнутые договоренности. ТНК-ВР еще вчера утром намеревалась исправить ситуацию на топливном рынке по-другому - увеличив предложение ГСМ на внутренний рынок и, соответственно, усилив конкуренцию на этом направлении деятельности.
Ни нефтяники, ни представитель министерства не смогли ответить на вопрос, на каком уровне будут заморожены цены , будет ли этот уровень одинаков для всех компаний в каждом конкретном регионе, как компании будут определять цены на заправках для каждого региона России. Неясным остался и вопрос, какие цены будут заморожены - оптовые или розничные.
Между тем глава ЛУКОЙЛа мог поделиться с коллегами бесценным опытом "заморозки" розничных цен на нефтепродукты на своих АЗС. Не меняя цен на заправках, компания несколько раз повышала оптовые цены на своих НПЗ, в итоге, в частности, в Нижегородской области сложилась ситуация, когда оптовые цены единственного завода в регионе оказались выше, чем у ЛУКОЙЛа на АЗС. Это делало заправки независимых от ЛУКОЙЛа трейдеров совершенно неконкурентоспособными, и они обратились с заявлением об этом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). ЛУКОЙЛу пришлось временно отказаться от практики "заморозки" розничных цен. Возможно, теперь ФАС будет более сговорчива и закроет глаза на эту ситуацию "во благо потребителя".
По оценкам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, сейчас в России примерно половина АЗС не зависит от крупных нефтяных компаний. Сами нефтяники считают, что их количество составляет 65% от общего объема (впрочем, они под независимыми подразумевают и те АЗС, которые работают по франчайзинговым контрактам и формально им не принадлежат). Если опыт ЛУКОЙЛа будет повторен и его коллегами, а замораживание не затронет оптовые цены, то количество независимых АЗС в регионах может существенно сократиться, что приведет к еще большей монополизации рынка ГСМ .
Впрочем, представитель ФАС вчера подтвердил, что соглашение о фиксации цен крупнейшими нефтекомпаниями может стать причиной антимонопольного расследования. По его словам, в антимонопольном законодательстве "существует понятие монопольно низкой цены, и в случае поступления в службу соответствующих запросов наши специалисты должны будут проанализировать ситуацию".
Между тем вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил, что, по прогнозам этой организации, розничные цены на нефтепродукты и без объявления об их фиксации до конца года больше бы не росли. По словам Аркуши, цены на топливо сейчас находятся на самом пике и, по его мнению, в любом случае не будут повышаться.
В любом случае, после того как нефтяные компании получат более щадящую методику начисления НДПИ, они за счет снижения налоговых платежей смогут вернуть стандартную разницу между оптовыми и розничными ценами на бензин, составляющую 15-20%, или даже ее превысить. Таким образом, они решат сразу две проблемы - увеличат количество принадлежащих им АЗС за счет не зависящих от них компаний и компенсируют те потери, которые они понесут из-за договоренности о замораживании цен.
Из первых лиц на совещании присутствовали президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Остальные нефтяные компании были представлены старшими вице-президентами. По словам официального представителя Минпромэнерго Стаса Наумова, руководители крупнейших российских нефтяных компаний "согласились с необходимостью стабилизировать цены на горючее без всяких предварительных условий, не привязывая свое решение к каким-либо решениям правительства".
Отметим, что за последний месяц, по данным Московской топливной ассоциации, рост цен на бензин в столице составил 11%. Сами нефтяники утверждают, что скачок связан с налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который зависит от мировых цен на нефть и с декабря 2004 по август 2005 года вырос с $37,3 до $79 за тонну нефти. Наумов вчера заявил, что задача "отвязать" внутренние цены на нефть от мировых и изменить для этого налоговое законодательство (в частности, снять привязку НДПИ к мировым ценам на нефть) перед правительством по-прежнему стоит, и она будет решаться.
В прошлую пятницу премьер-министр Михаил Фрадков в связи с ростом цен на горючее пообещал, что нефтяники будут приглашены на разговор к одному из профильных министров - главе Минэкономразвития Герману Грефу или министру промышленности и энергетики Виктору Христенко. Оказалось, что к совещанию как следует подготовился только ЛУКОЙЛ, еще в середине вчерашнего дня объявивший, что вновь замораживает цены на своих 1.500 АЗС , включая арендованные и работающие по франчайзингу. Пресс-служба ЛУКОЙЛа процитировала Вагита Алекперова, который заявил, что "этот шаг позволит в краткосрочном периоде сдержать рост цен на топливо, а также продолжить начатый конструктивный диалог между правительством и нефтяными компаниями для того, чтобы стабилизировать внутренние цены на нефтепродукты". В своем сообщении компания напомнила, что с декабря 2004 года по май 2005 года в одностороннем порядке снизила на 5% и заморозила розничные цены на бензин и дизтопливо на собственных АЗС, однако компания "столкнулась с непониманием со стороны некоторых госорганов и сопротивлением со стороны конкурентов". Для остальных участников встречи с министром ее результат явно был сюрпризом - ни один представитель нефтяных компаний не смог внятно прокомментировать достигнутые договоренности. ТНК-ВР еще вчера утром намеревалась исправить ситуацию на топливном рынке по-другому - увеличив предложение ГСМ на внутренний рынок и, соответственно, усилив конкуренцию на этом направлении деятельности.
Ни нефтяники, ни представитель министерства не смогли ответить на вопрос, на каком уровне будут заморожены цены , будет ли этот уровень одинаков для всех компаний в каждом конкретном регионе, как компании будут определять цены на заправках для каждого региона России. Неясным остался и вопрос, какие цены будут заморожены - оптовые или розничные.
Между тем глава ЛУКОЙЛа мог поделиться с коллегами бесценным опытом "заморозки" розничных цен на нефтепродукты на своих АЗС. Не меняя цен на заправках, компания несколько раз повышала оптовые цены на своих НПЗ, в итоге, в частности, в Нижегородской области сложилась ситуация, когда оптовые цены единственного завода в регионе оказались выше, чем у ЛУКОЙЛа на АЗС. Это делало заправки независимых от ЛУКОЙЛа трейдеров совершенно неконкурентоспособными, и они обратились с заявлением об этом в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). ЛУКОЙЛу пришлось временно отказаться от практики "заморозки" розничных цен. Возможно, теперь ФАС будет более сговорчива и закроет глаза на эту ситуацию "во благо потребителя".
По оценкам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, сейчас в России примерно половина АЗС не зависит от крупных нефтяных компаний. Сами нефтяники считают, что их количество составляет 65% от общего объема (впрочем, они под независимыми подразумевают и те АЗС, которые работают по франчайзинговым контрактам и формально им не принадлежат). Если опыт ЛУКОЙЛа будет повторен и его коллегами, а замораживание не затронет оптовые цены, то количество независимых АЗС в регионах может существенно сократиться, что приведет к еще большей монополизации рынка ГСМ .
Впрочем, представитель ФАС вчера подтвердил, что соглашение о фиксации цен крупнейшими нефтекомпаниями может стать причиной антимонопольного расследования. По его словам, в антимонопольном законодательстве "существует понятие монопольно низкой цены, и в случае поступления в службу соответствующих запросов наши специалисты должны будут проанализировать ситуацию".
Между тем вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заявил, что, по прогнозам этой организации, розничные цены на нефтепродукты и без объявления об их фиксации до конца года больше бы не росли. По словам Аркуши, цены на топливо сейчас находятся на самом пике и, по его мнению, в любом случае не будут повышаться.
В любом случае, после того как нефтяные компании получат более щадящую методику начисления НДПИ, они за счет снижения налоговых платежей смогут вернуть стандартную разницу между оптовыми и розничными ценами на бензин, составляющую 15-20%, или даже ее превысить. Таким образом, они решат сразу две проблемы - увеличат количество принадлежащих им АЗС за счет не зависящих от них компаний и компенсируют те потери, которые они понесут из-за договоренности о замораживании цен.
Комментарии