Конфереция

Правительство России снизит цены на бензин

Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф сообщил, что разрабатываемые правительством меры позволят полностью контролировать цены на бензин в РФ. Этот вопрос обсуждали участники конференции "Скачок цен на бензин: причины и последствия". По словам аналитика ИК "Проспект" Дмитрия Мангилева, помимо роста цен на нефть во всем мире, бензин в нашей стране дорожает из-за увеличившихся налоговых ставок и таможенных пошлин. На них приходится до 60% себестоимости литра бензина. Еще одна причина сложившейся ситуации - отсутствие рыночных механизмов на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов. Фактически 6 компаний-монополистов рынка диктуют цены в условиях отсутствия эффективной конкуренции. Ситуацию могли бы изменить независимые игроки, однако им приходится закупать продукцию на нефтеперерабатывающих заводах, принадлежащих все тем же монополистам, считает Дмитрий Мангилев.
В этой связи уже неоднократно высказывались предположения, что снижению цен на бензин будет способствовать биржевая торговля нефтепродуктами. По словам сторонников такого способа решения проблемы, биржа позволит небольшим нефтяным компаниям, уже сейчас действующим на рынке, напрямую продавать свою продукцию потребителям, а не крупным нефтяным концернам. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба неоднократно предлагала введение для крупных нефтяных компаний штрафов за злоупотребление доминирующим положением и создание преступного картеля.
В этой связи Дмитрий Мангилев заметил, что биржа могла бы исправить ситуацию, но для этого, прежде всего, необходимо создать в каждом регионе мощности для хранения и оперативной перевозки нефтепродуктов, чтобы в случае необходимости быстро восполнить дефицит. Главный же, по мнению аналитика, залог успеха - усиление влияния государства на нефтяном рынке. Оно могло бы регулировать и сдерживать цены за счет накопления запасов и своевременной продажи горючего по фиксированной цене. Конечно, эту меру нельзя назвать рыночной, но на данный момент она является наиболее эффективной в борьбе за удешевление топлива, правда, весьма затратной. Вместе с тем, Дмитрий Мангилев заявил, что не стал бы огульно обвинять нефтяных монополистов в сговоре - на фоне увеличения налогов и таможенных пошлин им вовсе не нужно договариваться между собой, чтобы возмещать убытки за счет покупателей.
Как может развиваться ситуация дальше? По мнению Д.Мангилева, если ставки НДПИ будут все-таки "отвязаны" от мировых цен на нефть, нефтяникам станет выгодно оставлять топливо в стране, а не "гнать" его на экспорт. Улучшить ситуацию сможет также изменение таможенных пошлин. Вместе с тем, до конца года аналитик делает следующий прогноз. Рост во многом связан с повышением спроса из-за начала уборочной кампании, следовательно, когда страда закончится, спрос упадет. Цены на нефть в мире на данный момент относительно стабильны, и они либо останутся в сегодняшнем состоянии, либо несколько снизятся. Однако все это не означает, что внутри страны цены не будут расти - эластичность внутреннего рынка к ценовой политике продавцов нефтепродуктов крайне слаба. В результате высокие цены на бензин провоцируют подорожание товаров, продуктов питания и услуг, т.е. рост инфляции со всеми негативными последствиями для экономики.
По мнению лидера движения "Свобода выбора" Вячеслава Лысакова, вся эта ситуация задействует скорее не экономические рычаги, а станет показателем социальной терпимости населения. Во многих регионах люди уже не выдерживают атаки бензиновых цен и требуют организовать всероссийскую акцию протеста. Автовладельцы, не обремененные экономическими знаниями, видят, что как бы не менялись мировые цены на нефть, в России они только растут Еще один "камень в огород" монополистов В.Лысаков забросил заявлением о том, что в России по непонятным причинам практически полностью отсутствует импортный бензин. Исключением, пожалуй, является лишь Санкт-Петербург, частично продающий на автозаправках финское топливо. Между тем, по словам эксперта, многие автовладельцы предпочли бы платить дороже за действительно качественный импортный бензин, чем по чуть более дешевым ценам покупать отечественный, часто низкокачественный. До 30% бензина в Москве - некачественные, заявил В.Лысаков, ссылаясь на исследования, проведенные аналитиками рынка.
Какова же черта, до которой народ еще может и готов терпеть подорожание бензина. Д.Мангилев заявил, что в любом случае, европейских цен на топливо, колеблющихся сейчас в пределах 2 евро за литр, власть не допустит. Это нанесет серьезный удар по ее престижу. Поэтому будут применены все возможные рычаги для недопущения чрезмерного роста стоимости горючего. Это могут быть и налоговые льготы, и таможенные послабления, и атака на нефтяников со стороны ФАС. Кроме того, возможны переговоры В.Путина с представителями нефтедобывающего бизнеса. Например, в конце минувшего года президент провел встречу с главой "ЛУКОЙЛа" Вагитом Алекперовым. Тогда президент России подчеркнул, что нормальным рост цен на бензин назвать никак нельзя. В свою очередь, В.Алекперов пообещал, что в ближайшее время компания начнет действия, которые подтолкнут розничные компании к снижению цен. Эти меры не заставили себя долго ждать. Буквально через пару дней правление "ЛУКОЙЛа" приняло решение снизить розничные цены на бензин и дизельное топливо на 5%, правда, снижение было недолгим. Похоже, такая мера является наиболее действенной в российских условиях, отметили участники обсуждения.
Комментарии