Конфереция

Начальник управления инвестиций "Фаэтона" о планах холдинга на топливном рынке Петербурга

Начальник управления инвестиций ХК "Фаэтон" Андрей Черняк рассказывает о сегодняшнем дне и перспективах работы компании на топливном рынке Санкт-Петербурга. Сейчас у "Фаэтона" 42 АЗС, из которых 4 - в Ленобласти. В настоящий момент подписаны акты Госкомиссии по приемке еще 4-х АЗС, находящихся на Октябрьской набережной, Кубинской улице, Таллиннском шоссе (пос. Горелово) и на Дальневосточном проспекте, рядом с пивоваренным заводом "Бочкарев".

- Какие технологические новшества применяет компания на своих АЗС?
Наряду с обычными АЗС "Фаэтон" компания вводит в эксплуатацию новые станции стандарта "Аэро". Эти АЗС отличаются по внешнему виду, на них широко применяются современные технологии, и что самое главное, на них другой, более высокий уровень обслуживания. Так, станции "Аэро" снабжены "умным светом" - системой, которая самостоятельно регулирует яркость искусственного освещения в зависимости от естественной освещенности территории. В местах, где клиенты обслуживаются постоянно, поддерживается одинаковый уровень освещенности, а в помещениях, куда заходят время от времени, система включает и выключает свет в автоматическом режиме. АЗС "Аэро" разделены на два типа: "Дорожка Тотал" и "Дорожка Экспресс". На "Дорожке Тотал" ведется обслуживание клиента, когда он хочет получить максимальное количество услуг, а на "Дорожке Экспресс" ведется быстрое обслуживание клиента - он заезжает на эту дорожку, включается таймер обратного отсчета времени, и клиент заправляется. И в момент, когда заправочный рукав вынимают из топливного бака, клиент может уезжать с заправки. На станциях "Аэро" имеется система контроля качества топлива - погружные октанометры установлены прямо в емкостях. Каждый топливно-раздаточный комплекс оснащен монитором, на котором клиент может видеть информацию об октановом числе заливаемого бензина.

- И сколько АЗС вашей компании относятся к классу "Аэро"?
Первая АЗС "Аэро" находится на Дальневосточном проспекте. Журнал "Современные АЗС" в июне этого года признал ее лучшей заправкой в СНГ. В ближайшем будущем мы планируем увеличить количество станций этого типа. Сейчас идет строительство еще одной АЗС "Аэро" в Кузьмолово. Мы рассчитываем, что она будет введена в эксплуатацию уже в конце октября. Кроме того, сейчас идет реконструкция под тип "Аэро" нашей заправки на Яхтенной улице.

- Предоставляются ли какие-то дополнительные услуги клиентам этих АЗС?
Дополнительный сервис у нас представлен по максимуму. АЗС "Аэро" выполнены в виде мультиблока. На них создана специальная система, которая позволяет клиенту получить все необходимые услуги, не выходя из салона автомобиля - сопутствующие товары продают прямо с витрин, которые вынесены на улицу. Оплата услуг происходит на месте, благодаря специальным мониторам и принтерам фискальных чеков. Продавцы "первой линии" - сотрудники компании, встречающие клиента на въезде на АЗС, заправляют бак, помогают совершить необходимые покупки не выходя из салона автомобиля. По просьбе клиента они бесплатно моют стекла автомобиля, а при заправке от 20 литров топлива бесплатно пылесосят салон. И, конечно же, в случае необходимости, клиенту бесплатно подкачают шины. Кроме того, все продавцы "первой линии" имеют служебную радиосвязь, соответственно, в любой момент они могут связаться с оператором на АЗС. Оплатить услуги клиенты могут любым удобным для них способом. На наших АЗС используется "смарт"-технология, а, соответственно, к оплате принимаются как наши пластиковые карты, купленные клиентом за наличные деньги, так и пластиковые карты банков, с которыми у нас заключены договоры. Смарт-карты продаются в центральном офисе компании "Фаэтон-Аэро". Стоимость их зависит от количества литров бензина, зачисляемых на карту. На всех АЗС "Аэро" есть терминалы для смарт-карт, приема платежей мобильной связи и автострахования. Клиент может воспользоваться Интернетом, пылесосом, компрессором, автоматом для чистки обуви. На территории АЗС играет музыка. На новой станции в Кузьмолово будет установлен специальный туалет для инвалидов. Всем этим мы обеспечиваем сервис, которого нет на других АЗС.

- Какие требования предъявляются к персоналу АЗС "Аэро" при приеме на работу?
Организацию обучения продавцов "первой линии" проводит отдел персонала соответственно стандартам, принятым в нашей компании. У нас нет каких-то очень жестких требований, единственное правило - на вакансии продавцов "первой линии" мы нанимаем молодых людей.

- Как вы контролируете работу персонала?
В компании существует система контроля за работой сотрудников, причем, как стандартная, так и нестандартная. Мы нанимаем определенную группу людей, которые не являются работниками "Фаэтона" и сотрудники компании их не знают. Эти люди за определенную плату периодически посещают наши станции и заполняют стандартный лист, на основании которого руководство компании делает выводы о качестве сервиса и соблюдении персоналом стандартов компании. Помимо этого, сейчас в разработке находится система "Призма", с помощью которой можно будет в режиме реального времени контролировать как ситуацию на АЗС в целом, так и действия и поведение операторов. Если на АЗС выявляется необъяснимая недостача нефтепродуктов или продуктов питания в мини-маркете, то персонал увольняется, или расформировывается в той группе, в которой работал. Но должен отметить, что в последние годы подобные случаи встречаются все реже. На всех наших АЗС установлены автоматические системы контроля потребления топлива. Дело в том, что зачастую хищение топлива происходит вследствие так называемых "технологических проливов" - разницей между фактически отпущенным объемом топлива и проданным через кассу. Наша система автоматически формирует отчет о показаниях оборудования АЗС после каждой заправки. На основании этого отчета, путем сравнения литража, отпускаемого через кассу, и объема горючего, отпущенного через топливно-раздаточную колонку, устанавливается величина "левых" продаж бензина.

- Какие виды топлива реализуются на АЗС компании?
На Дальневосточном реализуются высокооктановые виды топлива. Это наш стандарт для АЗС "Аэро", именно эти станции предназначены для обслуживания более обеспеченных, более требовательных клиентов. Поэтому мы рассчитываем несколько поднять ценовую планку, т.е. цены на этих станциях будут практически как у "Несте". На остальных АЗС компании "Фаэтон-Аэро" реализуются все виды топлива. Это и 92, и 95, иногда 96-ой. Поставщиками являются практически все НПЗ России, но, в основном, Киришский нефтеперерабатывающий завод. Контроль за качеством топлива мы осуществляем постоянно - на большинстве наших заправок уже установлены октанометры, доступные для клиента. При закупке топлива на нефтебазе мы берем пробу нефти и проверяем ее по всем основным параметрам. Кроме того, мы следим, чтобы на АЗС строго соблюдались все установленные нормы и стандарты хранения и отпуска топлива.

- Собираетесь ли вы подавать заявку на получение АЗС компании Экологического знака?
Мы считаем, что Экознак - это региональный стандарт. В настоящее время мы определяемся с решением о получении Международного стандарта качества. Когда и как это будет, покажет время и наша готовность.

- Планирует ли ваша компания участвовать в торгах под строительство АЗС?
Все участки, выставляемые городом на торги, всегда рассматриваются нашей компанией. Решение об участии или не участии в торгах руководство компании принимает в зависимости от того, вписывается ли предлагаемый участок в нашу сеть, будем ли мы способны его развивать? Исходя из этого подхода относительно расположения АЗС, мы часто принимаем решение о продаже той или иной заправки, если она не "вписывается" в нашу сеть. При этом, совсем не обязательно, что продаваемая АЗС малодоходна. Естественно, в "продажной" группе находятся и малодоходные заправки. Случается, что от АЗС ожидаешь многого, а по уровню прокачки бензина и прочим показателям, она не оправдывает прогнозов. Их мы предпочитаем продавать, а не перепрофилировать. За год мы строим 5 - 6 новых заправок, а продаем 2 - 3 заправки. Например, последняя сделка была заключена с компанией "ПТК" - мы продали им две АЗС. До этого были проданы 5 или 6 заправок компании "Магистраль".

- Как бы вы прокомментировали ситуацию, которая складывается сегодня на топливном рынке, когда торги, проводимые городом, постепенно становятся доступными лишь крупным операторам. Независимые нефтетрейдеры практически лишаются шанса победить на аукционе. Как им выживать в такой ситуации?
Я пока не вижу опасности вытеснения независимых компаний из нефтяного бизнеса. Недавно мы победили на торгах, и получили участок на Волхонском шоссе. На мой взгляд, возможность развития независимых нефтетрейдеров существует, хотя, понятно, что у крупного оператора больше возможностей для развития. Конечно, оператору, у которого одна - две АЗС достаточно сложно выживать, и он будет вынужден либо присоединиться к крупной компании, или продать свой бизнес и уйти с топливного рынка.

- А вам поступали предложения о продаже бизнеса?
Да, поступали и продолжают поступать. Однако в настоящее время мы их не рассматриваем. Мы не продаем бизнес в силу того, что холдинговая компания "Фаэтон" - это корпорация, в которой, кроме основного направления есть и другие сферы деятельности. У нас есть три совхоза, девелоперское и строительное подразделения, производство медицинских изделий, торфяное производство. Однако, пока топливный бизнес для нас основной. Возможно, когда-нибудь для компании приоритеты изменятся, но об этом говорить пока рано.

- Планируете ли вы осуществлять продажу топлива стандарта "Euro"? Кем будут осуществляться его поставки?
Мы планируем реализацию топлива этого стандарта, как только стандарт "Еuro" станет нормой жизни. Поставлять топливо будут те заводы, которые будут поддерживать этот стандарт.

- Вы свой автомобиль заправляете на АЗС своей компании? Да, конечно! -А если возникнет непредвиденная ситуация? Тогда заправлюсь на той заправке, которую первую увижу.
Комментарии