Конфереция

Российский топливный союз выработал предложения по проекту техрегламента о требованиях пожарной безопасности

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
по проекту технического регламента "Об общем техническом регламенте "Об общих требованиях пожарной безопасности"

1. Заменить в проекте технического регламента "Об общем техническом регламенте "Об общих требованиях пожарной безопасности" (далее "Проект регламента:") определение "нормативные документы по пожарной безопасности" на "технические документы по пожарной безопасности". Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее закон N 184-ФЗ) дает исчерпывающий перечень нормативных правовых документов в области технического регулирования: общий технический регламент; специальный технический регламент; национальный стандарт; стандарт организации (предприятия). Ограниченный перечень документов позволяет использовать конкретное название для всех положений "Проекта регламента:". Попытка введения указанного обобщающего определения не может расцениваться иначе, как закрепление в техническом регламенте возможности сохранить ранее действующие и(или) издавать новые подзаконные нормативные документы органом, уполномоченным в области пожарной безопасности и в последующем требовать их обязательного исполнения. Подтверждением этому является ссылка в "Проекте регламента:" на ":нормы, правила, инструкции и технические условия", которые вообще исключаются из нормативного оборота в области технического регулирования. Предлагаемое определение "технические документы по пожарной безопасности" не несет нормативного содержания и обязательного исполнения. Поэтому в контексте изложения обязательных требований технического регламента ссылка на них должна быть исключена и применяться однозначно воспринимаемое определение "стандарт".
2. Главным критерием безопасности, установленным законом N 184-ФЗ, является отсутствие недопустимого риска причинения вреда. Основой проводимого пересмотра принципов технического регулирования в достижении установленного недопустимого риска является принятие минимума обязательных требований к продукции (машины, аппараты, приборы, станки, оборудование, товары народного потребления, а также здания и сооружения производственного и общественного назначения) и дополнительно добровольно принимаемых субъектом рынка требований стандартов для достижения установленных показателей риска. Однако приведенные в "Проекте регламента:" фиксированные минимальные требования безопасности в виде допустимых расстояний взяты из действовавших строительных норм и правил, которые устанавливались не на основе принципа расчета фактического показателя допустимого риска, а определялись эмпирически адекватно уровню технического прогресса на момент придания им нормативного статуса. Представляется, что автоматическое перенесение таких минимальных требований из прежних нормативных документов в технические регламенты не соответствует духу и букве закона N 184-ФЗ.
3. Исключить часть 5 из статьи 5 "Проекта регламента:", а также аналогичные редакции из других разделов, так как трактование обязательных требований технического регламента в ранге федерального закона может осуществляться только судом. Предоставление органам государственного пожарного надзора возможности согласовывать отдельные отступления от требований технических регламентов с учетом изложенного неправомерно приближает их полномочия к судебным.
4. Уточнить в статье 65 "Проекта регламента:" использование понятия "декларация пожарной безопасности", а также "паспортизация" в других разделах, как имеющие дублирующий характер. Законом N 184-ФЗ предусматривается система декларирования соответствия требованиям технических регламентов, составной частью которой является декларация о соответствии. В этих условиях использование понятия "декларация пожарной безопасности" является в определенной степени дублирующим понятием и не предусмотрено законом N 184-ФЗ в виде нормативного документа. В противном случае для применения определения "декларация пожарной безопасности" при оценке соответствия продукции обязательным требованиям в порядке осуществления функций государственного надзора(контроля) необходимо введение механизма идентификации продукции, для которой обязательно представление "декларации пожарной безопасности".
5. Целесообразно оставить в "Проекте регламента:" разделы 1,2,4,7,8 и 9, а разделы 3, 5, 6 - издать в виде специальных технических регламентов. Глава 18 "Пожарная охрана организаций, городских и сельских поселений" также должна быть принята в качестве специального технического регламента.

Исполнительный директор РТС Г.П.Сергиенко
Комментарии