Конфереция

До конца сентября бензин в Москве может подорожать еще на 50-80 копеек за литр

Ситуация в стране с ценами на бензин близка к катастрофической. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), средние розничные цены на бензин марки Аи-92 и Аи-95 в столице за одну неделю выросли на 1,04 руб. и 1,03 руб. за литр соответственно. Аи-92 и Аи-95 продаются на АЗС в среднем по 17,31 и 18,29 руб., а средняя цена литра низкооктанового бензина Аи-80 составляет 15,27 руб. (+1 руб.), дизельного топлива - 15,93 руб. (+1,05 руб.).
Таким образом, с конца августа Аи-92 и Аи-95 на столичных заправках подорожали на 7%, Аи-80 и дизтопливо - на 8%, причем разброс цен на одну и ту же марку автомобильного топлива на АЗС достигает двух рублей. И, по оценкам представителей топливных компаний Москвы, в ближайшие недели рост цен на бензин продолжится. До конца сентября топливо может подорожать еще на 50-80 копеек за литр. В регионах - схожая ситуация.
Правительство проявляет озабоченность по этому поводу. Межведомственная рабочая группа, в которой представлены Минпромэнерго, МЭРТ, Минфин, МПР, ФАС и ряд других федеральных ведомств, в последнее время пытается найти способы стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Однако президент МТА Евгений Аркуша оценивает происходящее без должного оптимизма. Предложения, по его мнению, заслуживают внимания - это касается и "замораживания" НДПИ, и повышения уровня вывозных таможенных пошлин, и корректировки акцизов, - но здесь есть одно "но". "Если эти инициативы и будут приняты, то реализованы будут только в конце 2006 года". Евгений Аркуша напомнил, что еще полтора года назад Российский топливный союз обращался в правительство с предложениями принять меры, дабы стабилизировать цены на бензин. Однако тогда исполнительная власть это предостережение проигнорировала. Теперь приходится решать проблему в пожарном порядке. Между тем совершенно ясно, что, пока НДПИ не будет "отвязан" от мировых цен на нефть, пока таможенные пошлины будут приниматься с двухмесячным опозданием, рост цен неизбежен.
Возможность введения госрегулирования цен на бензин Евгений Аркуша обсуждать категорически отказался. "Даже говорить об этом не хочу, - сказал он. - Приказом цены не остановишь. Рынок есть рынок. Надо постараться сделать внутренний рынок более привлекательным для компаний".
Высокопоставленный источник в Минпромэнерго подтвердил, что межведомственная рабочая группа готовит свои предложения. Дискуссия проходит достаточно сложно. Есть разногласия. Например, идея, озвученная главой МЭРТа Германом Грефом, заморозить НДПИ, была без энтузиазма воспринята Минфином, озабоченным в большей мере наполняемостью бюджета. По этой же причине без одобрения отнеслись к предложению Минприроды ввести налоговые каникулы для нефтяных компаний как на новых месторождениях, к разработке которых только приступают, так и на старых, уже истощенных. Впрочем, все это не означает, что на предложениях поставлен крест. Просто они нуждаются в более детальной проработке, а на это нужно время, уточнил источник.
Замначальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович дал негативную оценку инициативам Межведомственной рабочей группы. В частности, поставленная задача сократить экспорт нефти и за счет этого насытить внутренний рынок, не соответствует, по его мнению, истинному положению вещей. "Внутренний рынок сегодня и без того насыщен. Введение фактически запретительных пошлин на экспорт нефти грозит сокращением производства и переработки нефти", отметил Александр Сакович.
По его оценке, мы в мягкой форме переживаем украинский бензиновый кризис, случившийся весной. Президент сделал "ЛУКОЙЛу" предложение, от которого и другие компании не могли отказаться, - приостановить рост цен. Ну а сейчас нефтяники наверстывают упущенное. Все происходящее - прямое следствие ошибочных решений, принятых накануне выборов летом 2004 года. Тогда решили взять с нефтянки на $3 млрд больше запланированного. Взяли. И вот результат, говорит Александр Сакович.
Нефтяные компании зла на правительство не держат. Предложения, которые сейчас обсуждаются, для нас интересны, заявил "НГ" пресс-секретарь "Сибнефти" Алексей Фирсов. "Мы за любое рыночное регулирование ситуации. Главное, чтобы не возобладало стремление решить вопрос в режиме ручной настройки, администрированием. Пример Украины в этом отношении был весьма показателен". Что касается изменения структуры экспорта нефти, то в "Сибнефти" она и сейчас ориентирована на внутренний рынок. "До 40% нефти, добываемой компанией, идет на экспорт, все остальное реализуется в России", - отметил Алексей Фирсов.
Комментарии