Конфереция

Убить А-76 нельзя ездить

Российской автомобильной промышленности, похоже, грозит насильственная интеграция в мировую систему автопрома. Чтобы процесс пошел быстрее, уже в ближайшие два года планируется перейти на новые стандарты производства бензина. Сделать топливо более качественным, выхлопные газы менее агрессивными к атмосфере, - основные цели разработанного технического регламента 'О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам'. На днях в Министерстве промышленности и энергетики прошли общественные слушания. Россия перешла на стандарт бензина Евро-2 только в прошлом году, а уже говорят о том, что в ближайшие 2 года необходимо производить бензин по нормам Евро-4 (в Европе они приняты с этого года). Причем, чтобы не модернизировать нефтеперерабатывающие предприятия повторно, стандарт Евро-3 решили 'пропустить', - иначе догонять Евросоюз по качеству топлива пришлось бы непозволительно долго. Как отмечают эксперты Нефтяного клуба Петербурга в отзыве на проект технического регламента, стремление России взять за основу при разработке подобных документов нормативные акты стран Европейского Сообщества обоснованно как экономически, так и географически. В противном случае, для России существует реальная угроза стать сырьевым придатком Запада. Как сообщил корреспонденту 'Фонтанки' глава Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, переход на Евро-4 позволит нашему топливу выйти на мировой рынок, да и международным перевозчикам позволит сэкономить. Ведь сейчас наши автомобили не могут ездить по Европе, заправившись отечественным бензином, - он не соответствует требованиям по содержанию вредных веществ в выхлопе. Поэтому приходится заправляться при пересечении границы более дорогим Евро-4, что приводит к увеличению расходов. А те, кто приезжает к нам из-за границы, заправляется нашим бензином, а значит - экономит. Если новый регламент будет принят, то с автозаправочных станций навсегда исчезнет бензин А-76, а вместо него для автомобилей, работающих на низкооктановом топливе, какое-то время будет производиться Нормаль-80. Отметим, в 2004-ом году доля бензинов А-76 (Нормаль-80 и АИ-80) на топливном рынке России составляла порядка 46,7% от общего объема производства. Дальнейшая судьба этого бензина будет зависеть от темпов развития автомобильной промышленности. Пока же предполагается, что оба стандарта будут действовать одновременно, поскольку состояние российского автопарка не позволяет сразу и полностью перейти на новый стандарт. Как сообщает разработчик регламента - ОАО 'Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти' - более 60% автомобилей на дорогах России европейским нормам не соответствуют, еще 30% соответствуют нормам Евро-2. А вот к стандартам Евро-3 и Евро-4 подходят всего 10% автомобилей. Правда, в последние годы количество таких машин стало расти намного быстрее, что связано, прежде всего, с наращиванием производства иномарок, собираемых в России. Разработчики отмечают, что объемы продаж российских автомобилей сравнялись с объемами продаж иномарок (как экспортируемых, так и нашей сборки). Это и заставляет думать о переходе к новым стандартам топлива. Есть надежда, что принятие нового техрегламента станет веским стимулом для применения новых технологий и при производстве отечественных автомобилей. Ведь, отмечает Олег Ашихмин, если залить даже Евро-5 в некоторые автомобили, произведенные российским автопромом, то выхлоп все равно будет очень грязным. Однако главные преобразования коснутся все же нефтеперерабатывающих предприятий. По подсчетам экспертов ВНИИ по переработке нефти, на то, чтобы перевести всю отрасль на Евро-4, потребуется порядка 30 миллиардов долларов. Скорее всего, это станет дополнительной причиной для роста цен на автомобильное топливо. По словам Олега Ашихмина, за два года предприятия вполне могут модернизироваться, так как уже сейчас многие из них заявляют о подготовке к переходу на производство по новым стандартам. Так, 'Лукойл' уже этим летом заявил о начале производства дизельного топлива стандарта Евро-4. 'ТНК-ВР' заявляло о том, что начнет производство по стандарту Евро-4 в следующем году. На заводе 'Киришинефтеоргсинтез' также готовятся к выпуску нового бензина с 2008-го года, уже монтируются новые линии. Между тем, как сообщили 'Фонтанке' в 'Петербургской топливной компании', необходимость переоборудования производства может привести к тому, что некоторые игроки уйдут с рынка. Таким образом может даже произойти централизация рынка. Помимо стандартов качества, новый технический регламент должен предотвратить производство суррогатного топлива. В проекте, в частности, предусмотрено право компании-производителя окрашивать его в свой фирменный цвет - как отличительный признак продукции. Кроме того, чтобы защитить бензин от подделок, производители смогут добавлять в него биологические маркеры, с помощью которых можно будет определять качество продукции на всем протяжении технологической цепочки - от нефтеперерабатывающего завода до АЗС. Напомним, что еще 4 года назад 'Лукойл' в качестве эксперимента стал окрашивать А-76 в красный, а Аи-92 - в голубой цвет, но после принятия нового ГОСТа линию по окраске пришлось закрыть. Правда, возникают сомнения, что производители поддельного бензина не смогут смешать суррогат с фирменным топливом и продать его под фирменной торговой маркой. Между тем, проблема борьбы с суррогатным бензином стоит весьма остро. Так, на прошлой неделе была пресечена деятельность около десятка АЗС в Выборгском районе Ленинградской области, где под маркой качественного топлива продавали бензин с меньшим октановым числом по низким ценам. Сотрудники УБОП провели контрольную закупку на одной такой АЗС, организованной прямо в гараже, и выявили более 10 тонн нефтепродуктов, реализуемых под маркой бензина АИ-95. Документов, подтверждающих происхождение и качество топлива, на заправке не оказалось. 15 человек привлечены к административной ответственности.
Комментарии