Конфереция

В Москве обсудили технический регламент о требованиях к бензинам

Автомобильное топливо должно быть качественным, а воздух - чистым. На реализацию этих задач направлен технический регламент "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам", общественные слушания по проекту которому прошли в Министерстве промышленности и энергетики России 6 сентября. Требования, содержащиеся в проекте техрегламента (разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом по переработке нефти, должны свести к минимуму влияние вредных выбросов на здоровье людей и окружающую среду, а также предотвратить производство суррогатного топлива.
Как сообщалось ранее, после необходимых согласований, в том числе и с нефтяниками, осенью проект регламента может быть внесен в правительство, а затем и в Госдуму. Главный технолог ВНИИ по переработке нефти Владимир Булатников считает, что к 2006 году полностью перейти на Евро-4 не удастся. Срок перехода будет зависеть от состояния автопарка страны. "Когда и российский автопром перейдет на этот стандарт (Евро-4) и таких автомобилей станет большинство, тогда и НПЗ вынуждены будут полностью перейти на Евро-4", - предсказывает он. По его оценке, это произойдет минимум через 12 лет и потребует серьезной модернизации российской нефтепереработки.
Бензин уровня Евро-4 отличается от Евро-2, на стандарт которого мы перейдем в ближайшие месяцы (в России до сих пор действует Евро-1, допускающий содержание в выхлопе углеводородов в три раза выше, чем при Евро-2), более низким содержанием вредных примесей. Кроме того, Евро-4 обеспечивает защиту топливной системы и двигателя от загрязнения и износа, увеличивает ресурс их работы. Евро-2 и Евро-4 будут действовать одновременно, поскольку состояние российского автопарка не позволяет сразу перейти на более высокий стандарт. По оценкам специалистов ВНИИ по переработке нефти, сегодня в стране только 10% автомобилей соответствуют нормам Евро-3 и Евро-4.
В ближайшие 2 года Россия начнет переходить на производство бензина, соответствующего нормам Евро-4. Например, чтобы перевести всю отрасль на стандарт Евро-4, по подсчетам экспертов Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти, который является разработчиком техрегламента, потребуется порядка $30 млрд. Причем это не вызовет взрыва цен на моторное топливо, считают специалисты института.
Если новый регламент будет принят, то с автозаправочных станций навсегда исчезнет бензин А-76, а вместо него для автомобилей, работающих на низкооктановом топливе, какое-то время будет производиться Нормаль-80, сообщает "Фонтанка". Отметим, в 2004 г. доля бензинов А-76 (Нормаль-80 и АИ-80) на топливном рынке России составляла порядка 46,7% от общего объема производства. Дальнейшая судьба этого бензина будет зависеть от темпов развития автомобильной промышленности. Пока же предполагается, что оба стандарта будут действовать одновременно, поскольку состояние российского автопарка не позволяет сразу и полностью перейти на новый стандарт.
Как сообщает ВНИИ по переработке нефти, более 60% автомобилей на дорогах России европейским нормам не соответствуют, еще 30% соответствуют нормам Евро-2. А вот к стандартам Евро-3 и Евро-4 подходят всего 10% автомобилей. Правда, в последние годы количество таких машин стало расти намного быстрее, что связано, прежде всего, с наращиванием производства иномарок, собираемых в России. Разработчики отмечают, что объемы продаж российских автомобилей сравнялись с объемами продаж иномарок (как экспортируемых, так и нашей сборки). Это и заставляет думать о переходе к новым стандартам топлива. Есть надежда, что принятие нового техрегламента станет веским стимулом для применения новых технологий и при производстве отечественных автомобилей.
Однако главные преобразования коснутся все же нефтеперерабатывающих предприятий. "Лукойл" уже этим летом заявил о начале производства дизельного топлива стандарта Евро-4. "ТНК-ВР" заявляло о том, что начнет производство по стандарту Евро-4 в 2006 году. На заводе "Киришинефтеоргсинтез" также готовятся к выпуску нового бензина с 2008 г., уже монтируются новые линии. Между тем, как сообщили в "Петербургской топливной компании", необходимость переоборудования производства может привести к тому, что некоторые игроки уйдут с рынка. Таким образом может даже произойти централизация рынка, сообщает "Фонтанка".
Технический регламент, который будет принят соответствующим законом, устанавливает обязательные требования на всех стадиях производства и реализации нефтепродуктов по показателям их экологической безопасности, соответствующим требованиям Евросоюза. Одной из главных целей регламента является искоренение производства поддельного топлива. В проекте документа предусмотрена возможность его окраса - как отличительного признака продукции. Кроме того, чтобы защитить бензин от подделок, компания-производитель будет добавлять в него биологические маркеры , с помощью которых можно определить качество продукта на всем протяжении технологической цепочки - от нефтеперерабатывающего завода до заправки. В проекте закона также указано, что неисполнение производителем топлива требований техрегламента может привести к принудительному отзыву продукции и дисквалификации компании.

Текст "Специального технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам"
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Комментарии