Конфереция

Регионам отдадут мелкие месторождения нефти

Регионам отдадут мелкие месторождения нефти, газа и алмазов, за которыми федеральный центр не успевает следить. Регионы могут получить в управление мелкие месторождения углеводородов и металлов, если поправка, предложенная 5 сентября на заседании рабочей группы Госдумы по проекту закона "О недрах", будет принята. Об этом сообщил заместитель руководителя пресс-службы Министерства природопользования РФ Николай Гудков. Как считают эксперты, в этом предложении есть рациональное зерно: в России насчитывается порядка 35 тыс. мелких месторождений, уследить за которыми ни один федеральный орган самостоятельно просто не в состоянии.
Согласно законопроекту "О недрах", первое чтение которого запланировано на 11 ноября, в управлении региональных властей должны остаться месторождения недорогих ископаемых - песка, мела, торфа, гравия, природного камня. Залежи нефти, газа, цветных и драгоценных металлов отходят целиком под управление федерального центра. Однако, по мнению членов рабочей группы по проекту закона "О недрах", регионам следует также передать в управление небольшие месторождения углеводородов и металлов, запасы которых не превышают предельно допустимых размеров. Это могут быть залежи нефти (до 5 млн т), природного газа (до 250 млрд куб. м) каменного угля (10 млн т), железных руд (до 100 млн т), меди (до 100 тыс. т), коренного золота (до 10 т), серебра (до 1000 т), а также алмазов (до 1 млн карат).
По мнению консультанта комитета по природным ресурсам и недропользованию Госдумы РФ, а заодно и одного из членов рабочей группы по проекту закона "О недрах" Бориса Хакимова, внесение поправок в этот законопроект, касающихся передачи в управление регионам небольших месторождений, может пойти на пользу как регионам, так и федеральному центру. "Дело в том, что практически в любом регионе нашей страны разрабатывается огромное количество месторождений. К примеру, в Якутии их 2 тыс., - пояснил он. - При этом 10% всех месторождений, находящихся на территории России, дают 90% и больше налоговых поступлений в бюджет, оставшиеся 90% приносят государству сущие копейки". Как считает эксперт, "в сущности, они федерации совершенно не нужны".
По данным Бориса Хакимова, в настоящее время в целом по России в разработке находится порядка 35 тыс. мелких месторождений, в среднем на выработку полезных ископаемых из каждого из них требуется 10 лет. "Получается, что федеральный центр будет обречен ежегодно пересматривать около 3,5 тыс. месторождений, решая, выводить или нет из эксплуатации каждое из них. Это 100 месторождений в день", - подсчитал эксперт. По его мнению, никакое министерство, никакое агентство подобный объем работы не в силах потянуть, даже если при этом перестанет выполнять остальные свои функции. "В то же время, если передать управление этими месторождениями регионам, то нагрузка на последние окажется не столь велика, местные специалисты вполне смогут без проблем ежедневно решать судьбу двух-трех, даже пяти месторождений", - уверен Борис Хакимов.
Большинство месторождений углеводородов и металлов расположено в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. К примеру, Ханты-мансийском автономном округе добывается 60% всей российской нефти, в Ямало-Ненецком - более 90% всего природного газа, а республика Саха (Якутия) - основной поставщик российских алмазов. Кроме того, крупнейшими поставщиками природных ископаемых являются Тюменская область, Красноярский край, республика Коми и т.д.
Руководство именно этих регионов в первую очередь протестовало против принятия закона "О недрах" в нынешней редакции, ведь именно их прежде всего касается предложенная рабочей группой поправка к законопроекту "О недрах". Хотя в общем и целом законопроектом "О недрах" остались недовольны практически все субъекты Федерации. В опросе, проведенном вице-президентом РАЕН Евгением Козловским и ректором Санкт-Петербургского горного института Владимиром Литвенко, против принятия этого закона в нынешней редакции высказалось абсолютное большинство респондентов. Например, администрация Санкт-Петербурга считает, что проект "не стимулирует разработки участков месторождений с низким содержанием полезного ископаемого и ввода в эксплуатацию низкорентабельных месторождений, не обеспечивая тем самым полноту извлечения полезных ископаемых и рациональное использование месторождений".
То есть после принятия закона в нынешнем виде мелкие месторождения могут быть просто заброшены. "Крупные компании не заинтересованы в их разработке, так как им это невыгодно", - пояснил консультант отдела экономики производственной сферы Министерства экономики Республики Коми Александр Кочмак. В то же время на аукционах на разработку полезных ископаемых, которые планирует проводить федеральный центр, именно они будут скупать все месторождения, так как, по мнению эксперта, "чем выше потенциальные запасы полезных ископаемых, принадлежащие компании, тем выше ее рейтинг".
Комментарии