Конфереция

Ситуация на топливном рынке России стабилизируется не раньше января 2006 года

Цены на бензин продолжают стремительно расти. По данным Росстата, за последнюю неделю августа они выросли на 0,5%. Эксперты предрекают, что в сентябре бензин будет дорожать чуть ли не в 3 раза быстрее, стремясь к новым "рекордам". Этим озабочены и рядовые автолюбители, и власти. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев вчера призвал премьера Михаила Фрадкова остановить рост цен на бензин. Поводом для написания губернаторской челобитной стали планы Омского нефтеперерабатывающего завода, являющегося региональным монополистом, в одностороннем порядке повысить отпускные цены на основные виды топлива. По мнению Тулеева, "необходимо прекратить порочную практику монополистов, желающих получить прибыль за счет кармана населения".
По словам замруководителя ФАС Анатолия Голомолзина, его ведомство и без губернаторских обращений не дремлет. "По 2004 году было возбуждено 20 дел, по 10 из них были установлены факты нарушения антимонопольного законодательства, - заявил он. - В доход федерального бюджета перечислено около 100 млн. руб., в этом году возбуждено 7 дел". Однако, по словам Анатолия Голомолзина, нарушения антимонопольного законодательства только отчасти являются причиной роста цен. Основная же - ситуация на внешнем рынке. Слишком привлекателен экспорт нефти, и чем больше ее вывозится из страны, тем выше дефицит внутри, а значит, и цены.
Дорожающий бензин и дизтопливо в первую очередь бьют по отечественным сельхозпроизводителям. "Рост цен на ГСМ, - заявил председатель комитета Совета Федерации по аграрной политике Геннадий Горбунов, - напрямую влияет на конкурентноспособность нашего аграрного сектора. Бензин - основная статья производственных расходов. Не случайно на встрече с президентом звучали предложения либо заморозить цены, либо отменить акцизы с ГСМ, продаваемых сельчанам, что позволило бы снизить цены на 25-30%". Глава государства, отметил сенатор, дал правительству соответствующие поручения, которые, безусловно, будут приняты как руководство к действию. Только надо помнить: реализация любых предложений по снижению цен возможна не ранее 2006 года в рамках нового бюджета.
Как сказал Анатолий Голомолзин, "сейчас применяются принципы внешнеторгового регулирования, устанавливаются пошлины с целью защиты внутреннего рынка". Он напомнил, что пошлина установлена на уровне $140 за тонну, и ее планируется повысить до $170-180. Помимо совершенствования методов внешнеторгового регулирования ФАС считает целесообразным задействовать часть запасов нефти из госкомрезерва. "Обсуждается и вопрос развития биржевой торговли, - сказал Гомолзин. - Конечно, все эти меры будут иметь эффект не в ближайшей, а в долгосрочной перспективе".
Президент Московской топливной ассоциации (МТА) Евгений Аркуша критично настроен по отношению к биржевым торгам. По его мнению, сейчас они ситуацию не спасут. Единственный выход, который есть у правительства, по его словам, - это ограничение экспорта. "Если это сделать, то в стране останется больше нефти и цены пойдут вниз. Однако этого никто не хочет делать, потому что от экспорта зависит бюджет, Стабфонд и т.д., - заявил он. - Но, с моей точки зрения, сегодня нет никакого другого рецепта мгновенной стабилизации цен". Впрочем, МЭРТ не оставляет надежд исправить ситуацию рыночными методами. Министерство подготовило предложения с целью стабилизировать ситуацию на топливном рынке. Среди новаций - полное изъятие доходов нефтяных компаний, которые будут выше цены отсечения в $27 за баррель. Зато предлагается заморозить НДПИ на уровне 826,5 руб. за тонну нефти (сейчас он 2000 руб.). В результате продавать нефть на внутреннем рынке станет выгоднее. Ну а дальше все просто: больше нефти - ниже цены на бензин.
Комментарии