Конфереция

Бензин и осень: кто виноват и что делать?

От редакции
Как обычно, осень принесла экономике Санкт-Петербурга повышение цен на бензин. Явление вообще-то совершенное прогнозируемое, но в строгом соответствии с правилами российской жизни воспринимаемое как приход зимы. Зима у нас приходит, как известно неожиданно, когда ее никто не ждет.
Основной вопрос, который волнует как поставщиков нефтепродуктов, так и их покупателей - а что теперь делать? Вопрос не новый, но очень хороший. Действительно, что нам делать и как в этих условиях действовать? Естественно, однозначного ответа не существует, ибо ответ зависит от того, на какой стороне рыночной баррикады находится человек.
Покупатели нефтепродуктов делятся на две большие группы - коммерческие компании и бюджетные организации. Наиболее интересная реакция исходит именно от бюджетников. Сотрудников этих организаций в основной своей массе волнует вовсе не экономические показатели своих компаний, а необходимость принимать сложные решения и брать на себя ответственность при реальной угрозе в последствии превратиться в стрелочников со всеми вытекающими последствиями. Первый вопрос или предложение, которое они делают поставщику звучит примерно так - может быть не надо? Получив от поставщика, который и сам находится в весьма щекотливой ситуации, ответ, что никаких других вариантов кроме повышения цен нет, начинаются судорожные поиски нефтепродуктов в других компаниях. Критерий, который рассматривается при принятии решения о переходе на поставки другой компанией только один - цена. Именно этот магический параметр учитывается большинством проверяющих транспортные подразделения, мало разбирающихся в фактических затратах. Такие параметры, как качество поставляемых нефтепродуктов, пустые пробеги или минимизация управленческих затрат при учете топлива в расчет обычно не принимаются, и уж в последнюю очередь рассматривается фактическая рыночная ситуация. И потом возникает удивление, отчего это моей новой "Скании" вдруг понадобился ремонт двигателя стоимостью в 3 тысячи "зеленых". Далеко за примерами ходить не надо. Достаточно почитать тендерную документацию используемую при проведении конкурсов на поставки нефтепродуктов для бюджетных организаций. Такое ощущение, что эта документация составлялась последовательно несколькими людьми с обязательным условием - что-нибудь добавить от себя, без прочтения творчества предыдущих авторов. Откуда в рыночной экономике может появиться такая фраза - цена может меняться не чаще одного раза в квартал, в случае если изменение цен составило не больше чем 15 процентов от существующих цен. Почему раз в квартал? В реальной жизни производители повышают свои отпускные цены подчас и два раза в месяц. И почему установлена планка именно в 15 процентов, когда фактическая рентабельность при поставках, к примеру, дизельного топлива, сейчас составляет от 2 до 5 процентов. Кто-нибудь из авторов этих решений интересовался фактическим положением дел? Ответ совершенно очевиден. Главное ведь не принятие взвешенных экономических решений, а как в добрые старые времена - строгое следование указанному начальством курсу.
Лучшее что может случится в этой ситуации, это когда покупатель не сможет быстро найти нового поставщика и примет решение о приобретении нефтепродуктов по более высоким ценам в рамках действующих договоров. Это дает возможность спокойно осмотреться и произвести поиск новых топливных компаний с учетом всех плюсов и минусов.
К сожалению, при всех вариантах бюджетные организации имеют ограничение, обойти которое не удастся самым выдающимся менеджерам. Рост стоимости нефтепродуктов значительно превышает средства на их закупку, заложенные в бюджеты и рассчитанные по оптимистическим прогнозам удержания инфляции и удвоения ВВП. Хорошо известно, что большинству чиновников принимающих решения о корректировке бюджетов, экономические законы, да и просто обывательский здравый смысл - плохие помощники в карьерном росте и сохранении занимаемых должностей. Вот здесь и начинается замкнутый круг. Совершенно понятно, что без корректировки бюджета не возможно полноценно и качественно оказывать услуги или производить работы. Тем не менее, по причинам указанным выше, корректировка не проводится. Предприятия оставленные без денег вынуждены сокращать объемы выполняемых работ, направляя денежные средства исключительно на сохранение трудовых коллективов и техники. Именно поэтому большинство работ выполняется только в случае контроля со стороны чиновников высших рангов. Именно этим целям служат бесконечные проверки и объезды объектов. Это касается практически всех секторов экономики города, начиная с уборки мусора и заканчивая перевозками пассажиров. Зато можно говорить об экономии бюджетных средств. Вот только кому нужна такая экономия? Уж, по крайней мере, не горожанам. Вот и живут наши бюджетники в настоящем королевстве кривых зеркал. Ну, и мы, заодно с ними.
У коммерческих компаний все значительно проще и реалистичнее - им обманывать самих себя особого резона нет. Последовательность действий такая: переговоры со старым поставщиком, с угрозами больше никогда не переступать порог его офиса; поиск нового поставщика, который обычно ни чем не лучше старого; попытка поднять собственные цены на значительно большую величину, чем рост нефтепродуктов; объединение в группы с лозунгом покарать виновных стрелочников (розничных операторов); требования защитить их бизнес и предоставить льготы.. Ну, и как последний шаг - закрытие своего бизнеса и поиск лучшей доли. Сколько при этом тратится драгоценного времени - даже трудно представить. Причем все это делается вместо того, чтобы совершенствовать свой бизнес, искать выход из ситуации в экономии расхода топлива, оптимизации логистики предприятия, и так далее. Некоторые компании додумываются до того, что сами устремляются в топливный бизнес - строят АЗС, изучают физику углеводородов, заправляя произведенными суррогатами свой и чужой транспорт. Если им удается достичь в этой области серьезных результатов, то дорога всегда одна - компания уходит в "черный" сектор экономики. В такой экономической ситуации по-честному могут работать (а точнее - выживать) только крупные розничные сети.
В самом щекотливом положении находятся топливные компании, тоже разделенные на две группы. Первая из них - это "спасители Отечества" и "добытчики" валютных богатств - наши славные вертикально интегрированные компании. Им тоже не просто - ясно ведь, что никому не может понравиться повышение цен всеми НПЗ одновременно, в один день, и на одинаковую величину.
Но рынок диктует свои правила и условия игры для основных лоббистов от добывающих отраслей: и необходимость вступления России в ВТО, и понятное желание заработать на повышении мировых цен на энергоносители, и захватить крупную долю рынка розничной продажи нефтепродуктов за счет более мелких структур. Сами по себе, эти действия вряд ли достойны осуждения - так действовал бы любой управленец, нанятый акционерами для увеличения их благосостояния.
А вот нужно ли все это нашей Родине - это спорный вопрос? Сейчас основным направлением деятельности государства является укрупнение бизнеса во всех секторах экономики, что преподносится, как новый курс, который приведет страну к процветанию. Может и приведет - кто ее знает, эту российскую экономику? А пока для наших чиновников это просто упрощение их работы - если уж идет процесс сращивания государства и бизнеса, то самым простым вариантом может быть только уменьшение количества игроков на рынке. Причин две. Первая - со всеми не договоришься, и не проконтролируешь. Вторая - всем одновременно от общего пирога не отрежешь.
При этом, вроде бы никто не забывал про малый бизнес: для его процветания создаются различные общественные организации, во всех субъектах Российской Федерации есть госструктуры, занимающиеся этой проблематикой. Так что можно с уверенностью прогнозировать, что в таких условиях малый и средний бизнес в России ждет "великое" будущее.
Процесс выдавливания независимых топливных операторов идет полным ходом. Для этого принимаются усилия по всем направлениям. Это и лоббирование в Думе новых технических регламентов, выгодных только крупным нефтяным компаниям, и оказание социальной помощи регионам в обмен на участки, льготы и иные преференции. Это и перераспределение прибыли по всей цепочке за счет уменьшения доли розничной составляющей ( добывающим компаниям без разницы, а остальным приятно), и замечательные пиар-акции, когда стоимость нефтепродуктов повышают в опте на принадлежащих компаниям НПЗ, а потом снижают в своих розничных сетях под флагом заботы о гражданах России.
Ну а что же независимые розничные операторы? Вот этим господам точно не позавидуешь. Если ты не достиг определенной величины по объему реализации нефтепродуктов и по административным возможностям, то работая строго в рамках российского законодательства практически нет шансов не только развивать компанию, но и просто поддерживать текущую деятельность предприятия. Проблем тут несколько. Прежде всего - рост стоимости нефтепродуктов требует пополнения оборотных средств. В течение двух последних лет необходимость в оборотных средствах увеличилась в два раза. При этом получаемая прибыль осталось на прежнем уровне или даже сократилась. За счет чего можно пополнить оборотные средства? Без потери контроля над компанией источник может быть только один - кредитные ресурсы. А где кредитные ресурсы, там и проценты за пользование ими, и, как следствие, прибыли на развитие предприятия еще меньше.
Еще одна, наверное, самая опасная проблема, как для розничных операторов, так и для банков их кредитующих. - возникновение при значительных кредитных займах кассовых разрывов при поступления выручки.
И наконец, при всех прочих равных условиях , уменьшение нормы прибыли от реализации нефтепродуктов. Столкнувшись с этими проблемами компании находят разные способы их решения. Те, кто покрупнее, становятся фактически дилерами или "дочерними" предприятиями вертикально интегрированных компаний. Кто-то использует старые, проверенные опытом технологии производства нефтепродуктов, имея при этом экономику, отличную по цвету от белой. Третьи ищут свой хлеб на этапе отпуска нефтепродуктов в баки потребителей.
Вот так мы и живем:Вы спросите, а где же ответ на вопрос - что делать? Да кто его знает - этот ответ? Может его и нет вовсе. Давайте будем жить-поживать, да на золотую рыбку надеться.
Комментарии