Конфереция

Госрегулирование цен на бензин

Чиновникам не удается бороться с постоянно растущей стоимостью горючего. Они готовы пойти на самые крайние меры в виде введения госрегулирования цен на топливо. Как заявил вчера глава Федерального агентства по энергетике ("Росэнерго") Сергей Оганесян, "государство находится на грани такого решения" и примет его в случае резкого подорожания стоимости нефтепродуктов. Критерием Оганесян предложил считать инфляцию.
Особенности российской статистики и гибкость бухгалтерии российских нефтяников позволяют утверждать, что "грань", о которой говорит Оганесян, пока действительно не перейдена. По итогам июля инфляция составила 8,5%, а в августе государственная статистика зафиксировала небольшую дефляцию. По данным "Росстата", бензин на автозаправках за это же время подорожал (в среднем по всем видам) на 6,7%, причем в январе и феврале топливо дешевело. При этом только в Москве, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), бензин А-92 подорожал на 11%, А-95 - на 10%, дизтопливо - на 9%.
Оптовые цены на бензин, по данным МТА, выросли куда больше. Так, А-92 с начала года подорожал на 46%, А-95 - на 41%, дизельное топливо - на 20%. Таким образом, нефтяные холдинги сдерживали рост розничных цен путем снижения рентабельности своих сбытовых подразделений. А владельцы независимых АЗС вынуждены были мириться с таким, по существу, диктатом.
Чиновники вот уже второй год бьются над тем, как без прямого госрегулирования разрешить ситуацию, сложившуюся на внутреннем рынке нефтепродуктов. В министерствах и на межведомственных комиссиях регулярно рассматриваются различные механизмы, очередной из которых на днях представит Минэкономразвития. Однако единого мнения, каким должен быть комплекс необходимых мер, у госслужащих так и не сложилось. В августе члены Координационного совета ТЭК, куда входят представители профильных министерств, ведомств и нефтяных компаний, на заседании в Минпромэнерго не смогли внести конкретных предложений по решению проблемы.
Заявление о возможности госрегулирования цен в устах главы "Росэнерго" выглядит признанием того, что рыночных или квазирыночных механизмов придумать и не удастся. Вчера Оганесян сообщил, что недавно провел встречу с представителями нефтяных компаний. По словам чиновника, он призвал нефтяников "не допускать того, чтобы государство регулировало цены", в противном случае если компании не пойдут навстречу, у властей "найдутся рычаги влияния". Глава "Росэнерго" согласился с тем, что плавный рост цен неизбежен, однако должен находиться в разумных рамках, например "в пределах инфляции". Регулирование цен будет крайним шагом и необходимо искать рыночные способы воздействия на компании.
Недавно Минпромэнерго, в структуру которого входит агентство по энергетике, категорически опровергало возможность принятия подобных решений. "Объем возможных административных мер в принципе ограничен. Чрезмерное использование этого ресурса ведет к разбалансировке рынка, дефициту топлива", - говорил глава Минпромэнерго Виктор Христенко. В качестве примера Христенко привел Украину, где весной предпринимались попытки контролировать цены на топливо административным способом, что привело к дефициту горючего на рынке.
Хотя официально в России административных мер для регулирования топливного рынка до сих пор не применялось, с подобным предупреждением к нефтяникам уже обращались. Еще в декабре Владимир Путин обсудил с президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым ситуацию с ценами на бензин. Тогда Алекперов сообщил, что его компания уже начала снижение оптовых цен, за которыми должны упасть и розничные. "Надеюсь, что эти действия вызовут ответную реакцию коллег, других крупных операторов, и это скажется в конечном итоге благоприятным образом на рынке и выровняет ситуацию, которую нормальной назвать нельзя. Мы не собираемся переходить к строгому государственному регулированию, подавлению естественного движения цен, но такой явно спекулятивный эффект тоже недопустим", - заявил в ответ Путин. ЛУКОЙЛ обещание выполнил - до мая цены на его АЗС не менялись. Представители компании заявляли, что пора забыть о большой марже в рознице, которая, по их словам, составляла 30%, в то время как в Европе не превышает 7-12%.
В то же время Христенко еще в мае отмечал, что стабилизации и снижению цен может способствовать комплекс мер по ослаблению налоговой нагрузки на нефтяную отрасль. "Любой налог, который платят корпорации, в конечном счете оплачивается потребителем. Ослабление напряжения в этой ситуации может быть связано с комплексом мер по снижению налоговой нагрузки на нефтедобывающие предприятия", - сказал он.
Оганесян с этим согласен. "Налоговая нагрузка на нефтяные компании в принципе очень тяжелая", - уверен он. Кроме того, он сообщил, что МЭРТ предлагает предоставить налоговые льготы нефтяникам при условии, что они возьмут на себя обязательства по инвестированию части прибыли в нефтеперерабатывающий комплекс. Одним из вариантов, по его словам, может стать возвращение к практике освобождения до 50% прибыли компаний от налогов при условии ее инвестирования в переработку.
Впрочем, среди чиновников нет единого мнения о том, стоит ли снижать налоговую нагрузку на отрасль. К примеру, министр финансов Алексей Кудрин недавно отмечал, что доходы компаний продолжают расти. Тема налогообложения отрасли обсуждалась на заседании правительства в начале августа. Тогда Греф обещал подготовить комплексный план изменения налоговой системы к 1 октября. При этом вчера он заявил, что дифференциация НДПИ будет введена не ранее 2007 года. А до изменения налоговой системы снижения цен на бензин от компаний можно будет добиться либо увещеваниями, либо угрозами.
Комментарии