Конфереция

"Мы пока не находимся в монопольном пространстве, и лавировать еще можно" - ЗАО "Керри"

Генеральный директор ЗАО "Керри" Михаил Коновалов в интервью Au92 рассказал о том, как выживает малый бизнес на топливном рынке Санкт-Петербурга. "Cегодня у компании две действующих АЗС : одна в Санкт-Петербурге, другая в Псковской области. Больше станций мы пока не строим, хотя такие планы были. Долгое время за нами держалось одно место. Но, в тот момент, когда его можно было получить целевым назначением - не успели, а потом вышло постановление губернатора о том, что целевым назначением земли больше отдаваться не будут, ну и какое-то время еще пытались протянуть этот вопрос. Сейчас планы развития компании связаны с территориями, находящимися за пределами Санкт-Петербурга."

- Подробнее можете рассказать?
Пока нет. Мы рассматриваем разные варианты. Скорее всего, будем открывать одну, либо две АЗС.

- На ваших АЗС представлен какой-то дополнительный сервис: кафе, мини-магазины и тому подобное?
Дополнительный сервис стандартный: мини-магазин, кафе. Сейчас решаем вопрос о том, чтобы на АЗС в Санкт-Петербурге поставить мойку. На АЗС в Псковской области то же самое: мини-магазин, кафе, шиномонтаж.

- Применяете ли вы на АЗС карты для оплаты? Принимаете ли карты других операторов?
Карт оплаты пока нет. С картами других операторов мы тоже не работаем. Для нас, когда нет своей большой сети, где можно организовать взаимообмен и взаимоучет карт, это просто неинтересно. Есть предложения от областных заправок, на которые выходят крупные перевозчики, те, кто едет транзитом по Псковской области, (в основном, это белорусские машины), с тем, чтобы заправляли машины и вели подобный взаимоучет карт. Такой вариант возможен. В системе расчетов за нефтепродукты мы используем талоны, или сервисные абонементы, со стандартной степенью защиты.

- Как у вас происходит ценообразование? Что является преимуществом: цены поставщиков или цены на соседних заправках?
На самом деле - все вместе. При всем желании, цены не могут быть выше определенного уровня, я не буду сидеть, и ждать своего клиента. Соответственно у меня есть своя ниша, на которую я ориентируюсь. Есть круг компаний, цены которых я учитываю. Опять же, никто не будет торговать на 50 копеек дороже, чем на соседней заправке. В ситуации с брендовыми компаниями это возможно.

- Насколько для небольшой компании, владеющей несколькими АЗС, интересны новые предложения по дополнительным услугам для АЗС, которые возникают на рынке, например, возможность внедрения на станциях системы автоматического контроля потребления топлива?
Эта дополнительная услуга предназначена скорее для клиентов, нежели для АЗС. В принципе - это компьютерная система, цель которой исключить воровство бензина. А это опять же актуально для предприятий с крупным автопарком. У нас есть корпоративные клиенты, но большинство клиентов - это частные лица, тем более что АЗС находится в спальном районе, на проспекте Культуры. Поэтому, в целом для рынка возможность внедрения на станциях системы автоматического контроля потребления топлива, важна и интересна, но для небольшой компании это были бы неоправданные затраты.

- Возвращаясь к вопросам качества топлива, как компания следит за этим? Тем более что с ростом цен на бензин, есть соблазн покупать и реализовывать топливо более дешевое, но сомнительного качества...
Вопрос понятен и у меня на эту тему есть свои мысли. Конечно, материнская компания, владеющая нефтеперерабатывающим заводом и топливный оператор - это немножко разные вещи. Ситуация, когда у материнской компании есть нефтепродукты, а в сбыте появляется провал, присутствовала. Это можно было видеть два года назад у заправок "Славнефти". Однако наличие головной структуры, которая занимается переработкой сырья, автоматически не означает безупречное качество этих продуктов на сетевых заправках. Хотя конечно, в принципе, шансы получить некачественное топливо равны. Когда у меня небольшой оборот и всего 2 заправки, а не 20 или 30, очень важно, чтобы клиенты, которые ко мне приезжают заправляться, приезжали бы ко мне снова и снова. Поэтому в моей ситуации качество топлива контролируется лучше, нежели на сетевых заправках. Тут еще важно учитывать местоположение АЗС. Есть транзитные станции, на которых человек заправился и уехал, а есть сельские станции, на которых большинство заправляется дизельным топливом и 76-м, и поэтому за качеством 92-го там следить никто не будет, был бы 76-ой приличного качества. А у этих машин двигатели не требовательны. Есть заправки, которые находятся в спальных районах, и как только там качество понижается - прекращается прокачка. Это как раз относится к "Керри" - заправка в спальном районе, вокруг находятся стоянки, поэтому рисковать и клиентами и прокачкой в данном случае совсем не резон.

- Осуществляете ли вы прямые поставки топлива с заводов?
Осуществляем, но договорные отношения у нас не с заводами. Дело в том, что покупать нефтепродукты для нас удобнее у "давальцев" - компаний, которые перерабатывают на заводе сырье. А нефтеперерабатывающему заводу важно сбывать определенные объемы топлива, которые могут гарантировать три-четыре компании. Хотя есть и у заводов дочерние структуры. Мы уже, так сказать, нижнее звено в этой цепочке. Те, кто имеет необходимые оборотные средства, пригоняют в город крупные партии нефтепродуктов, потом это превращается в мелкий опт.

- В таком случае, кто является вашим поставщиком, кем осуществляется доставка и где хранится топливо?
На самом деле у нас около 50 договоров на поставку топлива. Но в работе не больше 15. Основные поставщики - "ПТК", "Химтекс". Периодически закупаем топливо у "Фаэтона". Что касается доставки, то у нас есть собственные бензовозы, а также договоры на доставку с компаниями "Совавто" и "Орлантранс". Хранение нефтепродуктов мы обеспечиваем на нефтебазе "Ручьи".

- А как вы относитесь к присуждению АЗС Экологического знака, который в принципе сейчас может получить любая станция?
Пока я не встречал где-либо опросов водителей, обращают они внимание на наличие Экознака на заправке или нет? Насколько я себе представляю, заправляясь, люди обычно ориентируются либо на сеть (она тем и хороша, что услуги везде одни и те же), либо заправляются там, где привыкли это делать. Я думаю, что наши автолюбители не думают о том, экологично топливо или не экологично. Для кого-то это вопрос цены, для кого-то - имиджа. Я не вижу в этом дополнительного конкурентного преимущества до тех пор, пока не будут введены административные меры воздействия на тех, кто получил экологический знак. Есть еще "Петербургский знак качества", который присваивает "Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг". Вот он, на мой взгляд, гораздо весомее в плане имиджа. Но, насколько я знаю, его присуждение на топливные компании пока не распространяется.

- Как бы вы прокомментировали ситуацию, которую можно наблюдать сегодня на топливном рынке, когда торги, проводимые городом, постепенно становятся доступными лишь крупным операторам и участники рынка попадают в неравное положение. Как в такой ситуации выживать мелким предприятиям?
Ну, все приходит к тому, что мелкие компании будут вытесняться, особенно в нынешних условиях. Это реальность.

- Вам поступали предложения, или, может быть, вы сами думали о том, чтобы продать бизнес?
Как только появляется какая-то новая крупная компания на рынке - "Сибнефть", "ЛУКОЙЛ" или еще кто-то - они начинают обзванивать все небольшие предприятия, проверяют всех. Но пока продавать бизнес мы не хотим. Относительно перспектив для мелких операторов, рано или поздно они будут поглощены. Технология достаточно проста, но мы пока не находимся в монопольном пространстве, и лавировать еще можно. Есть шанс, что это так и останется.

- Сообщество Нефтяного Клуба как-то влияет на эту ситуацию?
Скорее да. Но для нас это больше чисто психологическая поддержка.

- Вместе с тем нельзя отрицать, что только крупные компании гарантируют серьезные инвестиции в АЗС и соответственно отличаются и уровнем сервиса, и количеством услуг. Кроме того, им легче обеспечить относительно надежное качество нефтепродуктов на своих заправках.
На самом деле строительство заправочного комплекса стоит одинаково и для большой и для маленькой компании. Большая компания может взять в банке кредит под строительство. Я точно так же пойду в банк, представлю бизнес-план и скажу, что у меня уже есть станции, дайте мне денег на строительство новой заправки. Сроки строительства те же, что для большой компании, что для маленькой. Поэтому мнение о том, что большая компания лучше просто потому, что она большая, преувеличено. Также и качество нефтепродуктов из величины компании прямо не следует. Еще раз повторю: шансы заправиться некачественным топливом на крупной сетевой АЗС они, конечно, малы, но присутствуют, а шансы заправиться некачественным топливом на маленькой и не сетевой заправке присутствуют, но они малы.
Комментарии