Конфереция

Нефтяной кризис ударил по Индонезии

Вчера нефтяные цены продолжили свой рост. Цена барреля нефти на торгах на бирже в Нью-Йорке достигла нового исторического максимума - $70,85. Первой жертвой мирового нефтяного кризиса стала Индонезия: там рухнул рынок акций и курс национальной валюты. Это напоминает события лета 1997 года, когда за финансовым коллапсом в Таиланде последовал глубочайший кризис во всей Юго-Восточной Азии. А через год кризис поразил и Россию.
Весь вчерашний день эксперты только и делали, что успокаивали рынок заявлениями о том, что катастрофических перебоев с нефтепоставками не будет. Мол, ураган Катрина вызвал закрытие вовсе не всех нефтеперерабатывающих заводов в Луизиане, Саудовская Аравия готова предоставить дополнительно 1,5 млн баррелей в день для покрытия нехватки нефти, на конференции ОПЕК в сентябре могут увеличить квоты на 500 тыс. баррелей в день, а власти США готовы выбросить на рынок нефть из стратегических резервов. "$70 за баррель - это уровень, на котором требуется политическая реакция",- указал Марк Кинен, менеджер брокерской фирмы MPC Commodities Fund.
Однако особого впечатления на участников рынка заверения не произвели. Они вновь продолжили игру на повышение - хоть пока и осторожную. "Мы заняли выжидательную позицию. Пройдут недели, пока выяснится подлинный масштаб ущерба от урагана для нефтедобычи и переработки. Учитывая легкость, с которой был взят барьер в $70, не исключено, что следующим барьером будут $80 за баррель - если ущерб окажется серьезным",- отметил Джерард Берг, нефтяной экономист из National Australia Bank.
И вчера выяснилось, что нынешний нефтяной кризис, при котором $80 за баррель кажутся вполне реальными, способен вызвать экономический кризис в отдельных странах. В данном случае пострадала нефтедобывающая Индонезия, являющаяся членом ОПЕК. Индонезийская рупия, которая и без того упала с начала года на 12%, вчера с утра подешевела сразу на 9% (с 10/700 до 11/750 рупий за $1 - самый низкий уровень за четыре года). Акции также упали - Jakarta Composite Index прямо с утра потерял 4% (в дополнение к понедельничному падению на 5,2%). "Сегодня утром все продавали акции, как будто наступил конец света. Последний раз я такое видел во время кризиса конца 1990-х",- отметил Эдвин Синага из инвестиционной компании Kuo Kapital.
Игроки на рынке не скрывали, что избавляются от индонезийских активов и индонезийской валюты потому, что считают: в нынешних условиях Индонезии не хватит долларов, чтобы расплатиться за импортируемые нефть и бензин. Дело в том, что Индонезия хоть и является членом ОПЕК, но импортирует нефти больше, чем экспортирует (поэтому постоянно встает вопрос о прекращении членства в картеле). Если раньше, до нефтяного кризиса этого года, за нефтяной импорт приходилось отдавать один доллар из десяти, полученных от экспорта (всего экспорта, не только нефтяного, но и текстильного или электронного), то в последние месяцы приходится отдавать уже один доллар из пяти. В июле месячный нефтеимпорт вырос до $1,6 млрд, тогда как в январе он составлял $1,1 млрд. Импортом занимается госкомпания Pertamina, финансовый директор которой Альфред Рохимоне заявил: "Мы не покупаем доллары для оплаты нефтеимпорта на валютном рынке, мы покупаем их непосредственно у Банка Индонезии. Если бы мы покупали доллары на рынке, этот рынок немедленно рухнул бы". Так как нефтеимпортом занимается государство, то цены на бензин в Индонезии являются субсидируемыми и очень низкими: 20 центов за литр по нынешнему курсу. Но на субсидии в этом году уйдет 101 трлн рупий - одна пятая всего индонезийского бюджета.
Комментарии