Конфереция

Александр Вахмистров о перспективах развития топливного рынка Петербурга

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров дал эксклюзивное интервью Аu92, в котором рассказал о взаимоотношениях городских властей и нефтетрейдеров и о точке зрения руководства города на перспективы развития топливного рынка в городе на Неве.
-Александр Иванович, скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд - достаточно в Петербурге АЗС, или их не хватает?
- Знаете, вопрос о том, достаточно или нет в Петербурге АЗС, на мой взгляд, достаточно дискуссионный. Как частное лицо и автолюбитель со стажем, должен сказать, что до сих пор мне не приходилось когда-нибудь стоять в большой очереди на АЗС. Передо мной максимум бывало машины две. Если их - три, а у меня еще есть бензин, то я просто проезжаю мимо и заправляюсь на другой АЗС. Поэтому дефицита заправочных станций я не ощущаю. Хотя, наверное, это не показатель, потому что я мало езжу - времени не хватает. Может быть, те автолюбители, или те водители-профессионалы, которые много ездят, ощущают какой-то дефицит ранним утром или поздним вечером: Хотя, когда я проезжаю по городу в своей служебной машине, я тоже не наблюдаю очередей на заправках. Но если бизнес требует развития, дополнительного количества мест, то, разумеется, мы готовы пойти ему навстречу. Ведь для города это выгодно - это плата за землю, это налоги, это рабочие места, это дополнительные услуги и сервис.

-А на чем Вы ездите, и где Вы заправляетесь?
Если честно - то я уже много лет являюсь поклонником автомобилей марки 'Ниссан-максима'. Сейчас езжу на 'Ниссан-максима' выпуска 1999 года. На протяжении более чем десяти лет я заправляюсь на станциях компании 'Несте' и пользуюсь их карточкой.

-Существуют ли какие-то документы, определяющие размещение АЗС на территории города?
-В рамках Генерального плана развития Санкт-Петербурга разработана транспортная схема города. В соответствии с нею мы сейчас заканчиваем схему размещения заправочных станций, хотя она не будет являться догмой. Ведь мы не можем четко расписать или как-то предугадать где будет лучше всего поставить АЗС, вплоть до перекрестка: Тут нам во многом подсказывает бизнес, и подсказывает правильно - меняется интенсивность движения, неудачно расположенные станции закрываются или перепрофилируются. Точнее, изначально они могли быть расположены и выгодно, но с изменением транспортной схемы могут стать малодоходными. Скажем, будет веден в эксплуатацию КАД - и все транзитные потоки крупногабаритного транспорта уйдут туда. Поэтому, скажем, заправки, особенно дизельным топливом, располагающиеся на набережных и рассчитанные именно на большегрузные автомобили, потеряют свою актуальность, для этого вида транспорта. Но на такие заправки будут приезжать машины, которые перемещают крупные грузы внутри города - например, МАЗы, КАМАЗы, бетоновозы и другие... Поэтому схема будет, но она не будет являться догмой, мы готовы 'двигать' заправки в том или ином направлении, вдоль той или иной трассы.

-Участки, внесенные в разрабатываемую схему, территориально располагаются в районах перспективного развития города или уже в 'обжитых' районах?
-Разумеется, эти участки расположены вблизи от жилых кварталов. Вряд ли бизнесу стоит предлагать пятно под строительство АЗС в расчете на перспективу, скажем, где-нибудь в Каменке.

-Их распределение по-прежнему будет проходить через процедуру торгов?
-Разумеется. Еще в 2003 году правительством города было принято решение о передаче пятен под застройку для АЗС исключительно на торгах. При этом, мы предъявили нефтетрейдерам, желавшим участвовать в торгах, два принципиальных условия - предоставление пятен только тем компаниям, которые работают в городе, а, следовательно, платят в бюджет города налоги и акцизы, и распределение участков под строительство исключительно через процедуру торгов. Сегодня первое условие отпало, потому что в Российской Федерации был принята новая схема распределения акцизов. А требование проведения торгов осталось. Прошел уже год с той дискуссии, если не сказать, наступления, на администрацию в том числе, и Нефтяного клуба Петербурга по поводу торгов. Много было разговоров о том, что торги, мол, это неправильно, а если и правильно, то надо делать по-другому:Но жизнь показала, что мы были правы, что выставляем на торги как одиночные лоты, так и крупные. При этом, крупные лоты практически все реализованы, а одиночные, которым нас уговаривали отдать преимущество - до сих пор нет. Поэтому мы и впредь будем предоставлять пятна под строительство АЗС исключительно на торгах, в том числе, и крупными лотами.

-Сколько участков планирует город выставить на торги в следующем году?
-Как я уже сказал, в настоящее время Комитет по градостроительству и архитектуре вместе с Комитетом по строительству завершают разработку схемы размещения участков под АЗС на следующий год. В 2006 году мы намерены выставить пакет документов на 50-60 участков, по 'короткому' пакету.

-А почему не по 'полному'? Ведь по 'полному' пакету участки лучше покупаются?
-Как раз таки, нет - по 'короткому' пакету торги проходят гораздо успешнее. И потом, подготовка 'полного' пакета требует большого количества времени. Мы, конечно, могли бы временно приостановить торги, года два готовить 'полные' пакеты, только кому это надо? Продавая 'короткий' пакет мы не нарушаем никаких законов. Это один из возможных способов предоставления городской земли частным компаниям. К тому же, на мой взгляд, не имеет смысла готовить 'полный' пакет именно для АЗС... При приобретении 'короткого' пакета будущий застройщик получает большую свободу для маневра:Он может применить какие-то новые разработки в системе безопасности, которые позволят ему, скажем, вместо одной-двух колонок поставить, скажем, четыре, и тем самым увеличить объем прокачки топлива на АЗС. Кроме того, каждый нефтетрейдер имеет возможность реализовать свой фирменный стиль не только в окраске АЗС, но и в расположении колонок, в организации подъездов к станции:Чиновник не сможет, да и не будет входить во все эти тонкости и подробности:

-На торги планируется выставлять крупные лоты, или они пойдут по принципу - 'один лот - один участок'?
Будут предложены как крупные лоты - по пять-десять участков в одном, так и отдельные участки отдельными лотами:

-Но городе уже был прецедент, когда администрация выставила несколько десятков участков одним лотом и это вызвало большое возмущение практически всех участников топливного рынка Петербурга. Разбирательство этого случая дошло до Федеральной антимонопольной службы. Вы не опасаетесь, что ситуация повторится?
Нет. Несмотря на все наши дискуссии с Нефтяным Клубом, жизнь доказала нашу правоту. Нефтяной Клуб нам предлагал выставлять каждый участок отдельно, и проводить, скажем, 60 аукционов. Однако у нас есть определенные интересы, и не только от продажи непосредственно пятна для АЗС. В долгосрочной перспективе город заинтересован в приходе крупных интегрированных компаний - таких, как ТНК, Сибнефть, Татнефть, ЛУКОЙЛ, Несте, Шелл...Ведь городу важно, чтобы автомобилистам не просто предлагали залить бензин в машину, нам нужно создать сервис. Нам нужно создать фирменные станции, нужно, чтобы вслед за заправщиками сюда пришли производители различных вспомогательных вещей - масел, автокосметики, других вещей: Я знаю, что и ТНК и ЛУКОЙЛ производят на своих заводах эти компоненты: Кроме того, крупные компании - это не только количество, но это еще и качество. Нас подталкивали к тому, чтобы на топливном рынке развивать малый бизнес. Нахлебались мы уже этого малого бизнеса. Чего только не было - контейнерные АЗС, законная и незаконная сдача в аренду территорий, какие-то временные и не сертифицированные нигде нефтехранилища: вчера там был 92-ой, послезавтра, не прочистив емкости, туда же закачивают мазут, после мазута - солярку, и так далее: Особенно часто этим 'грешили' военные, сдавая свои емкости на закрытых для гражданских лиц территориях: В город шел разбавленный бензин, контроль качества терялся. А контролирующие органы не всегда могут дойти до каждой заправки. Кроме того, при обнаружении некачественного бензина возникают проблемы с его утилизацией, судебные тяжбы с владельцем такой АЗС: У крупных же компаний существует своя сквозная система контроля качества топлива: контроль на заводе, контроль на выпуске продукции, контроль на своей нефтебазе или нефтехранилище, контроль при перегрузке в бензовозы, и контроль уже на заправке. В результате на АЗС крупных компаний клиенты получают не только качество топлива, но и сервис, что, в конечном счете, и нужно потребителю. Кроме того, крупные компании могут снижать цены, причем, это будет заметно. Маленькая компания вряд ли сможет себе это позволить, а если и сможет, то эффект от этого будет весьма незначительным - он просто потеряется в масштабах города.

-Но ведь компании могут и повышать цены, что они, преимущественно, и делают, с большей или меньшей регулярностью?
-Конечно, они могут и повышать цены, но за этим пусть следит Антимонопольный комитет - чтобы не было необоснованно завышенных цен, чтобы не было картельного сговора и прочих вещей. Хотя, я понимаю так, что сговориться этим крупным компаниям просто невозможно. Это нарушение этики и западных стандартов менеджмента, который давно существует в таких компаниях, как Шелл, Несте, Бритиш Петролеум. На эти же стандарты ориентируются и наши крупные компании - Сибнефть, ТНК, тот же ЛУКОЙЛ: С приходом интегрированных компаний не просто увеличивается количество заправок, а вводятся новые стандарты качества, сервиса и уровня обслуживания клиентов. И не стоит представлять дело так, что речь идет о каком-то захвате или монополизме: ЛУКОЙЛ в состоянии и без торгов купить в городе столько заправок, сколько ему нужно. Купят у того же малого бизнеса... Посмотрите - 'мелочь' уже начинает исчезать. Да, сегодня еще остались несколько компаний, у которых по нескольку АЗС, может быть - по 10-20, вроде, скажем, Линоса.. Но я уверен. что придет и их пора: Они не в состоянии создать конкуренцию сильным, интегрированным, интернациональным компаниям, которые имеют процветающий бизнес во многих странах мира. Давайте посмотрим на соседнюю Финляндию. Где там найдешь каких-то мелких торговцев бензином? Там те же ШЕЛЛ, Несте, Бритиш Петролеум'.. Всего там порядка десяти нефтетрейдеров.. То же самое - в Германии, или в любой другой стране Европы.. И никто не говорит о монополизме. Давайте посмотрим какую-нибудь нашу дорогу на границу, скажем, к той же Финляндии: Наряду с наличием заправок ЛУКОЙЛА и ТНК стоят какие- то полупустые заправки, с малопонятными названиями. Я не говорю, что они плохие, но они полупустые: И кроме того, система крупных интегрированных компаний позволяет делать оптовые и розничные скидки для своих постоянных клиентов, вводить систему топливных карт, талонов: Скажем, клиент с картой Несте за свои рубли может спокойно заправиться как в России, так и в той же Финляндии. Укрупнение розничных сетей АЗС - это нормальный общемировой процесс, и думаю, что и в Петербурге, в конечном итоге, останется порядка 10 наиболее крупных нефтетрейдеров, но уж никак не один.

-Но ведь при выставлении на торги участков большим лотом город, причем довольно много, до 50 процентов, чем, если бы продавал эти участки в розницу...
Ну, во-первых, если говорить о продаже участков оптом, то город в таких случаях, кроме цены за землю, выставляет ряд других условий. На примере того же ЛУКОЙЛа можно легко посчитать, сколько мы получили, и сколько могли бы получить от продажи участков в 'одиночку'. У ЛУКОЙЛа цифра будет больше. Город тогда выставил условие, что победитель, кроме годовой арендной платы за участки составившей 100 с лишним миллионов рублей, должен был перечислить еще четыре миллиарда рублей в бюджет города в течение 2005 года. Так что если все сложить, и поделить на количество участков, то каждая заправка ЛУКОЙЛа обошлась где-то около 3 миллионов долларов.

- То есть, привлечение в город крупных компаний - сознательная политика городской администрации, которая будет продолжена?
-Да. Крупные лоты мы выставляем для крупных компаний, менее крупным предлагаем одиночные лоты. Если честно, то мне не понятны упреки в адрес администрации, что мы, якобы, душим малый бизнес... Чем мы его душим? Давайте посмотрим, кто купил участки, выставленные 'поштучно'? Те же Шелл, Несте, Сибнефть:. А где же малый бизнес?!

- Может быть эти участки, которые предоставляет город, не вполне выгодны для компаний, и находятся в неудачных местах?
Во-первых, участки предлагаются согласно схеме размещения, разработанной совместно с бизнесом. А во-вторых, удачные, неудачные места - это все дело вкуса, в общем-то. А что, маленькой компании с парой-тройкой АЗС надо предоставлять место на Дворцовой площади? Все участники рынка должны находиться в равных условиях. И то, что мы делали - делали абсолютно правильно. Для крупных участков создавали одни условия, экономически очень сложные, а для мелких - другие, менее обременительные. И никаких миллиардов с них не требовали. Хочу подчеркнуть, что город не стремится как-то сознательно ущемить малый бизнес. Рынок сам все отрегулирует, причем без нашего вмешательства. И потом, есть ведь разные варианты. Например, ШЕЛЛ, насколько я знаю, строит заправки, а потом предает их в эксплуатацию малому бизнесу по франчайзинговой схеме - с соблюдением фирменного стиля, качества и стандартов обслуживания. Таким же образом работают многие крупные компании. Так что, на мой взгляд, хоронить малый бизнес в топливной сфере пока рано.
Комментарии