Конфереция

Счетная палата РФ определила причины повышения цен на нефтепродукты

Счетная палата РФ опубликовала аналитическую записку 'О ситуации с ценами на нефтепродукты на внутреннем рынке Российской Федерации'. Оценка итогов деятельности отраслей топливно-энергетического комплекса в 2004 году показала, что в целом ТЭК продолжал наращивать уровни добычи и производства топливно-энергетических ресурсов и обеспечивал как внутренние потребности страны в энергоресурсах, так и выполнение экспортных обязательств. Так, добыча нефти в 2004 году выросла на 10,9 % и достигла рекордного рубежа за последние 10 лет - 458,8 млн. тонн.
Вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (всего 12) добыто более 400 млн. тонн или 90 % всего объёма добычи нефти. Наибольший объём добычи нефти обеспечили нефтяные компании 'ЮКОС' - 85,7 млн. тонн, 'ЛУКОЙЛ' - 84,1 млн. тонн и 'Сургутнефтегаз' - 59,6 млн. тонн.
В 2004 году в мире продолжился существенный рост цен на углеводородное сырье. На внутреннем рынке России наблюдалась аналогичная ситуация. Так, при росте потребительских цен с октября 2003 года по октябрь 2004 года на 11,5 % средние цены внутреннего рынка на низкооктановый автомобильный бензин выросли на 48,8 % и составили 13,3 рублей за 1 литр, на высокооктановый бензин на 49,3 % - до 15,7 рублей, на дизельное топливо на 51,3 % - до 13,6 рублей за 1 литр.
Рост цен на нефтепродукты оказал негативное воздействие на российских потребителей. В августе 2004 года в России произошла парадоксальная ситуация, когда цена бензина на отечественном розничном рынке сравнялась с ценой бензина в США. Так, один литр бензина марки Аи-95 на АЗС г. Москвы стоил 15,10 рублей, а средняя розничная цена соответствующей марки бензина в США - 1,97 долларов США за 1 галлон, что в пересчете составляет 15,20 рублей за 1 литр. При этом в некоторых штатах средняя стоимость бензина оказалась ниже, чем в Москве. На 1 декабря это соотношение изменилось не в лучшую сторону: в США 1 литр бензина стоил 16,10 рублей, а в России - 16,50 рубля.
Основными причинами роста цен на нефтепродукты являются:
1. Существенные изменения в ценовой и тарифной политике. Так, с конца 2002 года в России наблюдается значительный рост цен на продукцию и услуги всех основных отраслей промышленности и естественных монополий, в том числе: - на 44 % выросли тарифы на газ для промышленных потребителей; - более чем на 44 % возросли тарифы на грузовые железнодорожные перевозки; - на 40-60 % увеличились тарифы на тепловую энергию; - более чем на 80 % выросли тарифы на электроэнергию; - до 80 % увеличились цены на трубы.
2. Изменения в налогообложении операций по реализации нефтепродуктов в 2003-2004 годах: - акцизы на нефтепродукты с конца 2002 года по ноябрь 2004 года увеличились на 62,4 %; - ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с января 2003 года по ноябрь 2004 года выросли на 47 %.
3. Отсутствует система управления запасами нефтепродуктов со стороны государства. В 2004 году наблюдалась устойчивая тенденция снижения остатков запасов нефтепродуктов (автобензинов и дизельного топлива) на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах Российской Федерации, что в конечном итоге способствовало росту цен. На 1 октября 2004 года остатки запасов дизельного топлива сократились на 77 %, автобензинов - на 40 %.
4. Сезонное увеличение спроса на моторные топлива, связанное с сельскохозяйственными работами в краткосрочном периоде (в марте-сентябре 2004 года). Так, потребление дизельного топлива в период весенних полевых работ 2004 года увеличилось на 60-70 %, низкооктановых бензинов - на 40-50 %, высокооктановых бензинов - на 25-27 %.
5. Несбалансированный со стороны государства график остановок нефтеперерабатывающих заводов на профилактический ремонт (регулируется самими нефтяными компаниями). В случае одновременной остановки нескольких НПЗ в регионах, которые обеспечиваются нефтепродуктами с этих заводов, возникает локальный дефицит, что также приводит к росту цен.
6. Существующая нормативно-правовая база не позволяет органам исполнительной власти оперативно воздействовать на ценовую ситуацию внутреннего рынка нефтепродуктов в периоды повышенного спроса.
7. Российский рынок по реализации нефтепродуктов практически поделен между крупнейшими нефтяными компаниями: - в Северо-Западном федеральном округе преобладающим влиянием на рынке по объёмам продаж пользуются нефтяные компании 'Сургутнефтегаз' и 'Славнефть'; - в Центральном федеральном округе - нефтяная компания 'ТНК-ВР' и Московская топливная нефтяная компания; - в Приволжском федеральном округе - группа уфимских заводов и нефтяная компания 'ЮКОС'; - в Южном федеральном округе - нефтяные компании 'Роснефть', 'ТНК-ВР' и 'ЛУКОЙЛ'; - в Уральском федеральном округе - нефтяные компании 'ЮКОС' и 'Сибнефть'; - в Дальневосточном федеральном округе - нефтяная компания 'Роснефть'.
Причиной такой ситуации является то, что государство (в первую очередь Федеральная антимономольная служба) пока не научилось обнаруживать и доказывать факты наличия картельного соглашения (фактически сговора) между нефтяными компаниями в области ценовой политики.
Комментарии