Конфереция

Счетная палата РФ: ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" в 2003-2004 годы повышало отпускные цены на нефтепродукты

Счетная палата РФ опубликовала аналитическую записку "О ситуации с ценами на нефтепродукты на внутреннем рынке Российской Федерации". Проверка нефтяных компаний "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть" в 2003-2004 годах показала следующее. Финансово-экономические результаты деятельности крупнейшей российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" формировались в условиях роста объёма добычи нефти, изменения структуры продаж в части увеличения доли экспорта и роста цен реализуемой продукции.
Начиная со II квартала 2002 года, отмечается стабильно значительный рост цен на нефть и нефтепродукты на мировых рынках. Цены на нефть марки "Юралс" (CIF Med) выросли в 2003 году на 14,1 %, в I полугодии 2004 г. - на 15,9 %. Цены на лёгкие дистилляторы за указанный период увеличились более чем на 20 %, на мазут - на 15 %.
На внутреннем рынке страны средняя цена реализации нефтепродуктов в 2003 году возросла на 15,3 %, в I полугодии 2004 года - на 17,8 %.
Ценовая политика нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" формировалась, исходя из приоритетных задач: увеличения притока денежных средств и максимизации прибыли. Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" в финансово-хозяйственной деятельности широко применяла внутрикорпоративные (трансфертные) цены, позволявшие минимизировать налогообложение и перераспределять финансовые потоки, сконцентрировав их в головной компании. С этой целью головная компания закупала основные объёмы нефти у своих нефтегазодобывающих дочерних обществ по внутрикорпоративным ценам для дальнейшей реализации на экспорт или поставки на нефтеперерабатывающие заводы, которые осуществляли переработку давальческого сырья (нефти Компании) также по внутрикорпоративным ценам "процессинга".
Закупочные цены на нефть и цены на услуги "процессинга" формировались исходя из себестоимости добычи нефти и её переработки, а также с учётом прибыли, необходимой для осуществления текущей производственно-хозяйственной деятельности, уплаты налогов и частичного покрытия инвестиционных затрат (инвестиционная составляющая в цене). Так, средняя цена нефти, закупаемой головной компанией у добывающих обществ, в 2003 году составляла 2512,0 рублей за 1 тонну, в I полугодии 2004 г. - 2681,0 рублей (рост на 6,7 %).
Средние затраты (с учётом налогов и сальдо по операционным и внереализационным расходам) по добыче 1 тонны нефти соответственно составляли 2209,5 рублей и 2363,6 рублей (рост на 7,0 %). При этом себестоимость добычи 1 тонны нефти (без учёта налога на добычу полезных ископаемых, управленческих и коммерческих расходов) в среднем в целом по Холдингу снизилась с 778,8 рублей (в 2003 году) до 752,4 рублей (в I полугодии 2004 г.), или на 3,4 %, в том числе по добывающим предприятиям: ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" - на 2,0 %, ООО "ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть" - на 1,0 %, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" - на 1,6 %, ОАО "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг ЛТД" - на 7,1 %. Напротив, объём налогов (НДПИ, НДС, налог на прибыль), уплачиваемых с 1 тонны добытой нефти, увеличился с 1321,0 рублей до 1480,2 рублей, или на 12,1 %. Причем их величина в расчёте на 1 тонну добытой нефти превышала себестоимость добычи в 2003 году в 1,7 раза, в I полугодии 2004 г. - в 2 раза.
Доля налогов в средней закупочной цене нефти по ОАО "ЛУКОЙЛ" (головная компания) увеличилась с 52,6 % в 2003 году до 55,2 % в I полугодии 2004 г., в том числе по ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" - с 54,3 % до 57,8 %.
Средняя рентабельность в закупочной цене нефти (по чистой прибыли, без учёта инвестиционной составляющей) в целом по Компании в 2003 году составляла 14,4 % и колебалась от 5,9 % (ОАО "Битран") до 36,7 % (ОАО "ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг ЛТД"), в I полугодии 2004 г. она несколько снизилась - 14,0 %, её диапазон - от 1,9 % (ООО "Нарьянмарнефтегаз") до 37,1 % (ЗАО "ЛУКОЙЛ-АИК").
Средняя стоимость услуг по переработке 1 тонны нефти в 2003 году составляла 639,9 рублей (от 310,9 рублей в ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" до 876,0 рублей в ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка"), в I полугодии 2004 г. - 628,3 рублей (от 523,9 рублей в ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" до 822,2 рублей в ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез"). Себестоимость переработки 1 тонны нефти в 2003 году составляла 398,9 рублей (от 206,1 рублей в ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" до 627,9 рублей в ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка"), в I полугодии 2004 г. - 425,1 рублей (от 272,2 рублей в ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" до 541,0 рублей в ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка").
Средняя рентабельность в цене "процессинга" (отношение чистой прибыли к цене) увеличилась с 19,0 % в 2003 году до 20,7 % в I полугодии 2004 г., в том числе: в ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" - с 13,7 % до 14,9 %; в ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез" - с 24,8 % до 25,2 %; в ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" - с 17,2 % до 19,8 %; в ОАО "ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка" - с 9,1 % до 20,6 %.
Ценовая политика ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" при реализации нефтепродуктов также была направлена на централизацию финансовых ресурсов в головной компании. С этой целью устанавливались внутрикорпоративные отпускные цены на нефтепродукты (собственником которых являлась головная компания) при их реализации предприятиям нефтепродуктообеспечения, входящим в Холдинг, для дальнейшей реализации в розницу, крупным и мелким оптом, по договорам коммерческой субконцессии.
Уровень отпускных цен устанавливался дифференцированно по каждому предприятию и регулярно пересматривался в зависимости от конъюнктуры оптового рынка в регионах сбыта. Анализ динамики средних отпускных цен ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" за 2003-2004 годы на нефтепродукты, продаваемые дочерним обществам нефтепродуктообеспечения, показал их значительный рост, в том числе:
- низкооктанового бензина (А-76): за 2003 год на 29,2 % (с 6850 рублей за 1 тонну в январе до 8850 рублей в декабре), за 10 месяцев 2004 г. - на 47,5 % (до 13050 рублей в октябре); - высокооктанового бензина (АИ-92): за 2003 год на 32,5 % (с 8150 рублей до 10800 рублей), за 10 месяцев 2004 г. - на 38,0 % (до 14900 рублей); - дизельного топлива (летнего): за 2003 год на 16,8 % (с 6250 рублей до 7300 рублей), а за 10 месяцев 2004 г. - на 54,8 % (до 11300 рублей).
В целом за 2003 год и 10 месяцев 2004 года оптовые цены на низкооктановый бензин (А-76) увеличились в 1,9 раза, на высокооктановый бензин (АИ-92) и на дизельное топливо (летнее) - в 1,8 раза. Причём в 2004 году темп роста оптовых цен был значительно выше, чем в 2003 году.
Розничные и мелкооптовые цены продаж нефтепродуктов на нефтебазах и АЗС головной компанией "ЛУКОЙЛ" не утверждались, однако регулировались через оптовые цены, исходя из конъюнктуры региональных рынков сбыта.
Анализ динамики средних розничных цен реализации нефтепродуктов в отдельных субъектах Российской Федерации (Московской, Пермской областях и Краснодарском крае) показал их рост за 2003 год и 10 месяцев 2004 года в среднем в 1,5 раза. Так, в Московской области средние розничные цены возросли:
- низкооктанового бензина (А-76): за 2003 год на 10,8 % (с 8,3 рублей за 1 литр в январе до 9,2 рублей в декабре), за 10 месяцев 2004 г. - на 31,5 % (до 12,1 рублей в октябре); - высокооктанового бензина (АИ-92): за 2003 год на 16,5 % (с 9,7 рублей до 11,3 рублей), а за 10 месяцев 2004 г. - на 27,4 % (до 14,4 рублей); - дизельного топлива (летнего): за 2003 год на 11,0 % (с 8,2 рублей до 9,1 рублей), за 10 месяцев 2004 г. - на 31,9 % (до 12,0 рублей).
Таким образом, темп роста розничных цен на нефтепродукты ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" в 2003-2004 годах был значительно ниже темпа роста их оптовых цен реализации.
Рентабельность продаж предприятий нефтепродуктообеспечения ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" в 2003 году была невысокой и находилась в пределах от 0,94 % (ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт") до 6,3 % (ООО "ЛУКОЙЛ-Челябнефтепродукт"), в I полугодии 2004 года - от 1,1 % (ООО "ЛУКОЙЛ-Ресурс") до 13,58 % (ООО "ЛУКОЙЛ-Вологданефтепродукт"). Это свидетельствует о концентрации основной массы прибыли от реализации нефтепродуктов в головной компании ОАО "НК "ЛУКОЙЛ".
Кроме того, применение трансфертных цен имело следующие негативные последствия:
- при покупке нефти у дочерних добывающих предприятий - снижало налогооблагаемую базу для начисления налога на прибыль, уплачиваемого в бюджеты субъектов Российской Федерации; - при реализации нефти на экспорт дочерним обществам, зарегистрированным в международных оффшорных зонах - способствовало образованию прибыли у нерезидентов, снижая поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации; - при реализации нефтепродуктов дочерним обществам нефтепродуктообеспечения - стимулировало рост розничных цен и ухудшало конъюнктуру потребительского рынка нефтепродуктов.
Аналогичная ситуация с ценами на нефтепродукты наблюдается и в нефтяной компании "Роснефть". Так, оптовые цены на низкооктановые бензины за 2003 год выросли на 50,4 %, за 10 месяцев 2004 года - на 57,7 %, на высокооктановые бензины - на 23,2 % и 55,5 %, на дизельное топливо (летнее) - на 18,7 % и 49,1 % соответственно.
Комментарии