Конфереция

Олег Ашихмин: "Разработка схемы размещения АЗС - задача Петербурга"

Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин дал Аu92 расширенное интервью, в котором прокомментировал ситуацию, складывающуюся с предоставлением городом участков под строительство АЗС.
-Олег Борисович, с этого года участки под застройку АЗС стали распределяться не целевым назначением, как было раньше, а через торги. Как вы оцениваете это решение городской администрации?
-Вообще-то, именно по инициативе, и настоянию Нефтяного клуба городская администрация, наконец, стала исполнять российское законодательство, которое гласит, что земельные участки реализуются только через торги. До этого участки под строительство АЗС выдавались целевым назначением. Есть порядок, определенный земельным кодексом еще в 2002 году - распределение участков должно проходить либо на конкурсной основе, либо на аукционах. Однако, на протяжении всех этих лет чиновники находили различные уловки, чтобы не выполнять требование закона, а продолжать выделять участки именно целевым назначением определенным компаниям.
-Но ведь и при процедуре торгов существует возможность сделать так, чтобы участки достались определенной компании. Например, выставить в одном лоте большое количество участков. Тогда претендовать на этот лот смогут явно не все компании:
-Это, конечно, так. Но если город выставляет большое количество участков одним лотом - сильно проигрывает городской бюджет. Если говорить о том случае, когда на торги в одном лоте было выставлено 30 участков, то анализ показывает, что цена каждого участка в этом лоте составляла 330 тысяч долларов. А если бы эти участки продавались порознь, то их средняя цена составила бы около 600 тысяч долларов за участок. Таким образом, город терял на каждом участке по 300 тысяч. Умножьте 300 тысяч на 30 участков, и получится сумма в 9 миллионов долларов.
-Правда ли, что многие члены Нефтяного клуба выступают с инициативой разработки новых СНИПов на строительство АЗС?
Я первый раз слышу об этом. На заседаниях Нефтяного клуба этот вопрос ни разу не поднимался и даже не озвучивался. Вероятнее всего - это лоббирование каких-то узких интересов определенных лиц и компаний. Мы никогда не выступали за новые СНИПы, нам вполне достаточно старых. Они разрабатывались с учетом всех требований безопасности - экологической, пожарной, радиационной, санитарной. Могу предположить, что новые СНИПы нужны только тем компаниям, которые хотят строить АЗС вблизи зданий или жилых домов. Дело в том, что по действующим сегодня СНИПам, расстояние от здания до АЗС должно быть не менее 50 метров для заправки на АЗС легковых машин, и 100 метров - при заправке легковых и грузовых машин. При выполнении определенных компенсационных мероприятий эта зона может быть сокращена в два раза, и будет равна 25 метрам. То есть, заправка для легковых автомобилей может быть построена на расстоянии в 25 метров от жилого дома. Но в городе есть участки, где можно построить АЗС, но они расположены на расстоянии менее чем 25 метров от жилых домов. И, скорее всего, нынешние СНИПы не устраивают именно те компании, которые хотели бы приобрести участки, расположенные на расстоянии, скажем, 24 метра или ближе от жилых домов, и построить тут АЗС. Это единичные случаи. В качестве примера, можно привести пример с заправкой Лукойла, когда на Северном проспекте компания построила АЗС, а рядом построили новый дом, и они оказались расположены в буквальном смысле слова вплотную друг к другу.
-А насколько реальна в Петербурге ситуация, когда АЗС располагаются в непосредственной близости к жилым домам, а то и под ними, и для заправки водитель должен лишь вытащить "пистолет" в прямом смысле слова из стены? На Западе такая практика существует.
-Да. Такое, за рубежом, конечно есть. Но я лично сомневаюсь, что нашим горожанам понравится АЗС, расположенная рядом с их подъездом, или, тем более, под их домом. Если же говорить теоретически, то в принципе это возможно. Компания должна заключить договор со специализированным и имеющим лицензию институтом, он проводит исследования, и выдает заключение, что если ты хочешь построить АЗС на таком-то расстоянии, то ты должен выполнить технические условия, которые обеспечат безопасность здания. Стоимость выполнения этих технических условий будет многократно превышать стоимость строительства самой АЗС.
-А как бы вы прокомментировали ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день с торгами?
Когда было принято решение об организации и проведении торгов по участкам под АЗС, у Управления инвестиций этих участков не было - ему просто нечего было выставлять. Вся документация на участки находились на руках у топливных компаний. Тогда городская администрация обратились к Нефтяному клубу. Я собрал его членов. От лица города на встрече присутствовали вице-губернаторы Юрий Молчанов и Александр Вахмистров, директор Управления инвестиций Лев Винник и директор Фонда имущества Санкт-Петербурга Александр Степаненко. Они обратились к компаниям с просьбой передать городу пакеты документов, которые были у компаний, с тем, чтобы выставить их на торги. Представители компаний спросили, что они получат взамен. Им было предложено 5 процентов от стоимости проданного участка. По предварительным прикидкам, в этом случае те, кто предоставили бы свои документы для торгов, получили бы где-то по 15-20 тысяч долларов. А на разработку документации было затрачено по 50-70 тысяч долларов - то есть, цифры были просто не соизмеримы. Кроме того, каждая компания разрабатывала свой участок около двух лет, и именно его она хотела получить под строительство своей АЗС, а не просто выставить его на торги, чтобы кто-то другой его купил. Тогда, поскольку Управление не успевало подготовить участки, и у него не было специалистов, компаниям было предложено отдельно заняться разработкой проектной документации на участки на тех же пятипроцентных условиях. Начали проводить торги на право разработки документации. В итоге получилось, что из серьезных компаний в них приняли участие только "Фаэтон" и "Петроинжиниринг". Остальные "заявившиеся" участники были абсолютно неизвестными компаниями, которые после торгов начали звонить нам же и предлагать нам разработать эту документацию. Таким образом, программа подготовки пакетов документов с помощью привлечения бизнеса провалилась. В результате Управлению инвестиций нечего было предложить бизнесу - большинство топливных компаний своих документов ему не дало, а торги на право их разработки тоже прошли не вполне успешно. Тогда город попытался выставить на торги лоты, в которых было по 5-7 участков. При этом, часть этих участков была расположена в явно не привлекательных местах. Это тоже не дало больших результатов.
-А члены Нефтяного клуба могли бы заниматься разработкой документации к торгам?
В принципе, сами компании могли бы заниматься именно подготовкой документации к торгам - у них есть очень опытные и квалифицированные специалисты. Просто за 5 процентов делать это не выгодно. На мой взгляд, адекватной ценой были бы 10-15 процентов. Если же говорить именно о Нефтяном клубе, то сам клуб не может заниматься разработкой документов - ведь это коммерческая функция, а мы зарегистрированы как некоммерческое партнерство и не ставим задачу извлечения прибыли из деятельности нашей организации.
-А нужны ли в Санкт-Петербурге новые АЗС? Может быть, их уже построено вполне достаточно?
Знаете, кто-то говорит - много АЗС, кто-то - мало АЗС. Это все - частные мнения отдельных людей. Для того, чтобы обосновывать то или иное предположение, необходимо разработать научно обоснованную схему размещения АЗС.
-А кто, по-вашему, должен заниматься разработкой такой схемы?
Это задача города. Мы, разумеется, готовы принять участие в этом, но финансировать эту работу должен именно город.
-Почему?
Именно власти отвечают за развитие инфраструктуры города, именно они должны провести эту работу, выставить участки на торги, реализовать их, возместить расходы на подготовку документации, и пополнить бюджет города. А мы уже будем вкладываться непосредственно в сам объект. На сегодняшний день город практически ни копейки не вложил в инфраструктуру. Так пусть сегодня он займется разработкой такой схемы. Разумеется, нефтетрейдеры тоже могли бы заказать ее разработку, но где гарантия, что после администрация города не скажет нам - спасибо, но мы в ней не нуждаемся, у нас другие планы.
Комментарии