Конфереция

Нефть меняет маршрут

Рост экспортных пошлин на нефть заставил нефтяников искать счастья в России. Они уменьшили экспорт сырья, увеличив поставки нефти на внутренний рынок. Это решение больно ударило по речным пароходствам и железнодорожным операторам. За полугодие они сократили экспортные перевозки нефти почти в семь раз и на 40% соответственно. С начала 2004 г. экспортные пошлины на нефть выросли почти в 4,5 раза - до $136,2 за тонну. Но мировые цены на черное золото заметно отстали: с прошлого года они увеличились лишь в два раза. Вчера нефть на Нью-Йорской товарной бирже торговалась по $59,38 за баррель. 'В итоге рынок столкнулся с парадоксальной ситуацией - внутренние продажи стали более рентабельными, чем экспортные', - отмечает старший аналитик FIM Securities Лев Сныков. Немудрено, что экспорт нефти, по данным Минпромэнерго, увеличился за первое полугодие только на 0,6% (раньше рост составлял в среднем 14% ежегодно), а производство бензина выросло на 24% (по сравнению с 1,2% в 2004 г.). 'Это же сообщающиеся сосуды, - объяснял в начале июля "Ведомостям" глава "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов. - Если экспортная прибыль ограничивается, она должна быть компенсирована здесь'. По словам Алекперова, каждая тонна экспортируемой нефти приносит компании $100 чистой прибыли, а внутренние продажи - больше. Сныков полагает, что эта разница составляет доли процента. Впрочем, нефтяников сложившаяся ситуация не пугает. 'В убыток себе мы не работаем, а тенденция явно временная', - уверен один из менеджеров 'Сибнефти'. 'Внутренний рынок ограничен, долго за счет него нефтяники не продержатся, но уже в 2006 г. наступит переломный момент', - соглашается Сныков. Первым скорее всего не выдержит правительство, которое будет вынуждено снизить налоговую нагрузку, отмечает он. Цены на бензин нефтяники вряд ли снизят, а чиновники уже выражали 'озабоченность' по этому вопросу, замечает эксперт. Месяц назад Минэкономразвития даже связало падение нефтяного экспорта с 'тенденцией к замедлению экономического роста': рост ВВП в январе - мае составил 5,4% против прошлогодних 7,5%. А план по общероссийской добыче в 475 млн т 'в сложившихся условиях выполнить будет затруднительно', полагает Минэкономразвития. Впрочем, не все представители отрасли с этим согласны. 'Излишки нефтепродуктов всегда можно отправить на экспорт', - возражает менеджер ТНК-BP. Он уверен, что нынешняя ситуация сохранится до 2007-2008 гг. 'Здесь слишком много факторов - кроме высокой фискальной нагрузки это снижение темпов добычи и недостаток в дешевом трубопроводном транспорте', - отмечает нефтяник. Вслед за потребителями последствия новой политики нефтяных компаний ощутили транспортники. За первое полугодие, по оценкам журнала 'Промышленные грузы', экспорт нефти железнодорожным транспортом снизился на 40,1% до 15,8 млн т. У 'Российских железных дорог' общие перевозки сырья сократились на 12%, говорит начальник департамента конъюнктуры рынка монополии Дмитрий Мачерет. Крупнейший частный нефтеперевозчик - 'БалтТрансСервис', по словам его гендиректора Владимира Прокофьева, вообще прекратил перевозки нефти и занимается сейчас только нефтепродуктами. Та же ситуация и у 'ЛУКОЙЛ-Транса', который с июня перестал возить нефть, говорит руководитель управления перевозок компании Игорь Шагибанов. У речных пароходств ситуация еще хуже. Их нефтяные перевозки сократились в 6,6 раза, говорит эксперт одного из крупных российских пароходств. 'Транспортировка железной дорогой обходится почти вдвое дороже, чем по трубе, - $2-3 за тонну против $6-7 железнодорожных операторов', - объясняет это эксперт агентства Argus Олег Кирсанов. Единственное исключение - поставки нефти в Китай, где альтернативы железной дороге нет, добавляет он. Но менеджер ТНК-BP за транспортников спокоен. 'Свои потери они компенсируют нефтепродуктами', - уверен он. С ним согласен Мачерет. За полугодие, по его словам, перевозки нефтепродуктов выросли к прошлогоднему уровню на 8,4% до 91,8 млн т, обеспечив монополии 2,7% роста в среднем по нефтеналивным грузам. 'Ситуация тяжелая, и может привести к банкротству как крупных, так и мелких частных перевозчиков, - сетует один из транспортников. - Полегче будет тем, у кого парк в лизинге или аренде. Ведь они могут избавиться от него и не нести издержки по содержанию'.
Комментарии