Конфереция

Ради дешевого бензина нефтяникам снизят налоги

Российские чиновники надеются, что налоговые послабления для нефтяников помогут остановить рост цен на бензин. Для этого они готовы снизить налог на добычу, экспортные пошлины и акцизы. Правда, раньше 2007 г. сэкономить не удастся: в бюджет-2006 внести выгодные для отрасли изменения просто не успеют. Непредсказуемый рост цен на бензин заставляет чиновников искать все новые схемы регулирования рынка нефтепродуктов. В 2004 г. автомобильное топливо в стране в среднем подорожало почти на треть, за первые полгода 2005 г. - лишь на 2,6%, но из них на 1,2% - за один май, свидетельствуют данные Росстата. В июне среднероссийская цена на бензин почти не изменилась, а в июле начала расти. В столице, по расчетам Московской топливной ассоциации, с начала июля Аи-95 подорожал на 4,5% - в среднем заправки разливают его по 16,87 руб. за литр. Это портит и без того тревожные показатели инфляции. За первые шесть месяцев потребительские цены взлетели на 8%, а задача правительства - удержать рост в пределах 10% за весь год. До конца августа межведомственная группа чиновников Минэкономразвития, Минфина, Минпромэнерго, ФАС и других ведомств предложит правительству меры по стабилизации роста цен на нефтепродукты. Топливо дорожает медленнее, чем в прошлом году, но 'проблема не решена', поясняет источник в Минэкономразвития. 'Ведомостям' удалось ознакомиться с черновым вариантом предложений. Чиновники делают ставку на снижение налогов. В мае ученые Российской академии наук пришли к выводу, что нынешняя система налогообложения нефтяников - главная причина резкого роста цен. Налог на добычу нефти (НДПИ) и экспортные пошлины на топливо привязаны к мировым ценам и растут вместе с ними. Нефть марки Urals с начала года подорожала больше чем на 40% - по итогам вчерашних торгов за нее давали $56,52/барр. НДПИ за этот срок вырос на 35% до 1919,19 руб./т, экспортная пошлина на нефть - со $101 до $140 (такая ставка будет действовать с 1 августа), а на нефтепродукты - с $57 до $106,6 за 1 т для бензина и дизтоплива и с $45,4 до $57,4 для мазута. Чиновники подумывают разделить налог на добычу для экспортной нефти и той, что продается на внутреннем рынке. Поставки за рубеж будут облагаться НДПИ по-прежнему, а 'российскую' ставку налога зафиксируют вне зависимости от мировых цен на нефть и будут повышать вслед за инфляцией. Тарифы на вывоз темных нефтепродуктов можно снижать на лето, а пошлину для экспортеров мазута - уменьшить на весь год. Эти идеи записали в проект доклада, подтвердили несколько источников в Минэкономразвития, Минфине и Минпромэнерго. Акцизы на нефтепродукты чиновники предложили дифференцировать в зависимости от качества товара: за более экологичное топливо платить придется меньше. А если отменить импортные пошлины на оборудование для НПЗ, то за счет модернизации увеличится их производительность и насыщение внутреннего рынка. 'Конкретные цифры - на каком уровне следует установить ставки налогов и пошлин и какой это даст эффект - мы рассчитаем к середине августа', - обещает источник в Минэкономразвития. Не отказались чиновники и от идеи создать 'бензиновые' биржи, но пока не могут понять, сколько и каких налогов брать за такие поставки, говорит он. В Минпромэнерго предложения 'в основном поддерживают', говорит представитель министерства Василий Осьмаков. А вот Минфину они кажутся бесполезными. 'Не нужно трогать рынок, посмотрите на Украину', - восклицает начальник отдела этого ведомства Александр Сакович. После того как премьер Юлия Тимошенко ввела потолки на рост цен, там возник дефицит бензина. К тому же, напоминает Сакович, большинство предложений - фискальные, учесть их в бюджете-2006 уже невозможно. Значит, ввести послабления получится не раньше 2007 г., а какой они тогда дадут эффект, 'вообще непонятно', рассуждает чиновник. Нефтяники ждут от правительства определенности. В 'Роснефти', 'Сибнефти', ТНК-ВР и еще ряде компаний новые предложения комментировать отказались - это уже третья схема реформы за последние полгода. Пока что она во многом повторяет идеи президента 'ЛУКОЙЛа' Вагита Алекперова, которые он озвучил в недавнем интервью 'Ведомостям': фиксация ставки НДПИ, пониженный акциз для производителей более качественного топлива, отмена экспортных пошлин на мазут. 'Мы [дизтопливо стандарта] Евро-4 заливаем на свои заправки, а рядом заливают топливо с серой. Где экономическая эффективность?' - возмущался Алекперов. При нынешних пошлинах и налоге нефтяники 'стремятся не заниматься переработкой, а вывозить сырую нефть', добавляет вице-президент 'ЛУКОЙЛа' Леонид Федун. Правда, по мнению президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, самая действенная из предложенных мера - отмена ввозных пошлин на оборудование для НПЗ. 'Из 1 т нефти мы [из-за его изношенности] вырабатываем в 2 раза меньше светлых нефтепродуктов, чем коллеги в Европе', - поясняет он. А эффект от налоговых новаций скажется 'даже не через год' после их введения.
Комментарии