Чиновники услышали президента 'ЛУКОЙЛа' Вагита Алекперова, который считает, что нужно законодательно ограничить производство топлива, не соответствующего евростандартам. Правительство задумало повысить качество российского бензина. По заказу чиновников разработан законопроект, по которому в России можно производить топливо стандарта не ниже Евро-2.
Как рассказал 'Ведомостям' представитель Минпромэнерго, недавно ВНИИ по переработке нефти (ВНИИ НП) по заказу правительства разработал технический регламент о качестве моторного топлива. Как говорит чиновник, его цель - свести к минимуму влияние вредных выбросов на здоровье людей и окружающую среду, а также предотвратить производство суррогатного топлива. Технический регламент, который должен приниматься законом, устанавливает обязательные требования на всех стадиях производства и реализации нефтепродуктов по показателям их экологической безопасности, соответствующим требованиям ЕС.
Как говорится в проекте регламента (его копия имеется в распоряжении 'Ведомостей'), с момента его вступления в силу в России может производиться лишь топливо, соответствующее нормам Евро-2, а с 2006 г. - Евро-4. По словам представителя Минпромэнерго, после необходимых согласований, в том числе и с нефтяниками, осенью проект регламента может быть внесен в правительство, а затем и в Госдуму.
Как говорит главный технолог ВНИИ НП Владимир Булатников, сейчас требованиям Евро-2 соответствуют все легально производимые в России высокооктановые бензины. Таким образом, когда регламент будет принят, выпуск бензинов А-76 и А-80 придется прекращать. Бензин по стандарту Евро-4 отличается от Евро-2 более низким содержанием вредных примесей и тем, что его октановое число должно быть не ниже 95.
Но Булатников оговаривается, что стандарты Евро-2 и Евро-4 будут действовать одновременно. Он указывает, что к 2006 г. полностью перейти на Евро-4 не удастся. Срок перехода будет зависеть от состояния автопарка страны. Дело в том, что сейчас около 60% составляют автомобили, полностью не соответствующие европейским нормам, 30% удовлетворяют нормам Евро-2 и 10% - нормам Евро-3 и Евро-4. Но доля автомобилей, соответствующих Евро-4, быстро растет, указывает Булатников. Это новые импортные машины и иномарки, собранные в России. 'Когда и российский автопром перейдет на этот стандарт и таких автомобилей станет большинство, тогда и НПЗ вынуждены будут полностью перейти на Евро-4', - предсказывает он.
По его оценке, это произойдет минимум через 12 лет и потребует серьезной модернизации российской нефтепереработки. Сейчас, по словам Булатникова, моторное топливо, соответствующее нормам Евро-4, в небольших объемах выпускают только ЯНОС ('Славнефть'), Хабаровский НПЗ (группа 'Альянс') и Пермский НПЗ ('ЛУКОЙЛ'). Чтобы перевести на этот стандарт всю российскую нефтепереработку, по оценке Булатникова, потребуется порядка $30 млрд.
Участники рынка не возражают против инициативы чиновников, но призывают не торопиться с введением норм Евро-4. 'Это хорошо, что готовятся технические регламенты на топливо, - говорит президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. - После отмены госстандартов никаких утвержденных норм не существует'. Но он указывает, что европейские нормы касаются только улучшения экологических показателей нефтепродуктов, а потребительские свойства отечественного топлива ничуть не хуже европейского. 'Готов ли наш потребитель платить более высокую цену за экологию?' - спрашивает Аркуша. По его словам, государству следовало бы стимулировать производство и потребление высококачественных топлив, в частности снижением акцизов на них, чтобы их цена была хотя бы не выше по сравнению с обычными.
О том же говорил в недавнем интервью 'Ведомостям' и президент 'ЛУКОЙЛа' Вагит Алекперов. 'Мы инвестируем сотни миллионов долларов в модернизацию заводов, с тем чтобы повысить качество топлива, увеличить долю светлых нефтепродуктов. Но что делать с дополнительными объемами бензина? Вот мы выпускаем дизель стандарта Евро-4 и весь экспортируем', - сокрушался он. Алекперов признает, что топливо 'ЛУКОЙЛа' продается по той же цене, что дизель более низкого качества. Компания даже начала рекламировать Евро-4, чтобы потребители обратили на него внимание. А чтобы нефтяники модернизировали свои НПЗ, Алекперов предлагает использовать 'кнут и пряник' - вводить новые стандарты топлива и понижать акцизы для тех, кто перешел на новые стандарты.
Но представитель другой нефтяной компании считает, что чиновники торопятся. 'Пока основу российского автопарка составляют машины "АвтоВАЗа", спрос на Евро-4 будет небольшой', - резюмирует он.
Комментарии