Конфереция

Цены на бензин "подогреет" власть?

Завтра Совет Федерации рассмотрит законопроект об индексации акцизов на прямогонный бензин, который в минувшую пятницу был принят Госдумой РФ. Согласно документу, сумма акциза на прямогонный бензин устанавливается на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до 80, и должна составить 2657 руб. за 1 тонну. Госдума одобрила. 8 июля 2005 года депутаты Государственной Думы приняли в окончательном, третьем чтении законопроект об индексации специфических ставок акцизов на подакцизные товары и ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче природного газа. Соответствующие изменения вносятся в главы 22 и 26 части II Налогового кодекса России. При этом законопроект признает утратившими силу некоторые положения российских законодательных актов. Так, по прямогонному бензину предусматривается установить сумму акциза на уровне ставки, действующей по моторному топливу с октановым числом до 80 (составит 2657 руб. за 1 тонну). Действие документа не распространяется на прямогонный бензин, 'оприходованный по состоянию на 1 января 2006 года'. Согласно законопроекту, вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщикам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем его использовании в качестве сырья для производства продукции нефтехимии.Действующие ставки акцизов на нефтепродукты, согласно законопроекту, сохранены. За принятие документа проголосовали 382 депутатов, против - 46, воздержавшихся нет. Законопроект уже отправлен на утверждение в Совет Федерации и включен в повестку дня на 13 июля. По мнению экспертов, доходы бюджета от предложенной индексации составят около 30 млрд руб. Одно лечим - другое калечим? По оценке, специалистов Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы, индексация акцизов на прямогонный бензин приведет к его удорожанию и утрате конкурентоспособности отечественной продукции нефтехимии не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Именно поэтому документ встречает активное сопротивление со стороны нефтехимических предприятий, которые считают, что рассматриваемый в настоящее время проект Федерального закона, предусматривающий введение акциза на прямогонный бензин на уровне 2657 руб. за тонну, является экономически необоснованным. К примеру, представители ОАО 'Лукойл-Нефтехим' единственной целью введения ставки на прямогонный бензин называют противодействие нелегальному производству из него суррогатных автомобильных бензинов. Однако, по их мнению, увеличение цены приобретаемого бензина на сумму акциза может несколько снизить эффективность бизнеса таких структур, но не лишит их возможности извлекать большую прибыль, чем легальные производители моторного топлива. Теневые структуры, занимающиеся производством бензина, могут уйти от уплаты других налогов (НДС, налог на имущество, налог на прибыль ЕСН), также сохранить низкие производственные затраты в связи с использованием примитивной технологии смешивания прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число. Стоит учесть, что в данном случае предлагается облагать акцизом не готовую продукцию, а компонент, требующий дальнейшей доработки, т.е. сырье. Введение 'ненулевой' ставки акциза на прямогонный бензин ставит в неравные рыночные условия предприятия химической промышленности, которые используют его в качестве основного сырья, в сравнении с предприятиями, основным сырьем для которых являются сжиженные газы и этан. Таким образом, последствием введения акциза может стать передел нефтехимического рынка и возникновение монополии на отдельные виды нефтехимической продукции. Варианты создания механизма вычета акциза на прямогонный бензин, подлежащего уплате нефтехимическими предприятиями, имеет ряд недостатков. По расчетам Минфина, потребуется единовременно изъять из оборота примерно 6 млрд. руб., что может повлечь серьезные последствия для отрасли. Лишившись необходимого объема сырья, нефтехимические предприятия сократят выпуск продукции, а рынок займут западные производители, использующие в качестве сырья прямогонный бензин российского происхождения. Специалисты отрасли также отмечают, что к нетоварному прямогонному бензину невозможно применить зачетную схему уплаты акциза, поскольку нельзя определить какой вид товарного продукта (бензина) был выработан из данных остатков. Это приведет к двойному налогообложению части произведенного бензина и росту цен на него. Следовательно, надежных механизмов, позволяющих избежать губительных последствий для нефтехимии, потребляющей более 60% этого вида сырья, а также для смежных отраслей российской промышленности нет. Осмотрительность не повредит. Минпромэнерго рассмотрело обращение руководителей ряда нефтехимических предприятий, обеспокоенных возможным введением акциза на прямогонный бензин. Как говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте министерства, по данным департамента ТЭК, в 2004 году производство прямогонного бензина в России составило 10,8 млн. тонн, из них только 1,8 млн. тонн было использовано для производства суррогатного бензина, тогда как сырьем для нефтехимического производства послужило 3,9 млн. тонн нафты. Принимая во внимание необходимость борьбы с производством низкокачественного бензина, Минпромэнерго поддержало предложение о введения акцизной ставки на прямогонный бензин и считает, что эта мера стимулирует повышение уровня качества производимого топлива. Однако предусмотренное изменение ставки может быть произведено только при условии внесения изменений в Налоговый кодекс, что позволит учесть интересы нефтехимического комплекса, потери которого от введения акциза могут составить до 12 млрд. руб. Согласно расчетам Минпромэнерго, уровень цен на конечную продукцию нефтехимии в таком случае поднимется на 10-20%. В интересах нефтехимических предприятий и для сохранения положительной динамики роста отрасли в целом Минпромэнерго предлагает внести некоторые изменения в главу 22 части второй Налогового кодекса. В статье 179.1 'Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами' - включить 'свидетельства выдаются организациям, которые имеют установки по переработке прямогонного бензина на предприятиях нефтехимии'. В статье 183 'Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)' - включить 'использование прямогонного бензина для производства нефтехимической продукции'. Подразумевается, что для исполнения этой статьи нефтехимические предприятия должны будут предоставить документы, подтверждающие переработку прямогонного бензина на своих установках. РТС 'за'. Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко и президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин заявляют о том, что принятие обсуждаемого закона не приведет к двойному налогообложению части произведенного бензина и не вызовет рост цен на моторное топливо. Как сообщил корреспонденту ПНСК.ру президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, введение акцизов на прямогонный бензин является экономически обоснованным. Эта мера даст возможность отслеживать движение прямогонного бензина, около 90% из которого используется в нефтехимической промышленности и 10% идет в свободную продажу. По словам Олега Ашихмина, 40% бензина, реализуемого в Москве - это суррогатное топливо, которое получают путем смешивания прямогонного бензина и специальных присадок, повышающих октановое число. По оценке специалистов РТС - введение акциза по 'ненулевой' ставке поможет в борьбе с некачественным топливом. При этом Ашихмин отметил, что благодаря схеме возврата акцизов предприятиям нефтехимической промышленности принятие данного закона не должно серьезно повлиять на ситуацию в отрасли. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, вопрос об акцизах на прямогонный бензин представители союза поднимали с 1999 года. Но чиновники, от которых зависело это решение, принимали инициативу 'в штыки'. Тем временем нефтяные компании разработали схему, по которой активно использовали прямогонный бензин для ухода от выплаты акцизов на нефтепродукты. Как заявил корреспонденту ПНСК.ру Григорий Сергиенко, РТС приветствует введение акцизов на прямогонный бензин и считает, что эта мера позволит улучшить ситуацию с качеством топлива на российском рынке. Он также отметил, что предложение Министерства промышленности и энергетики РФ - ужесточить контроль проверяющих органов в сфере оборота товарного бензина, не будет достаточно эффективно, поскольку 'любой контроль можно купить'. 'Ненулевая' ставка акцизов может вызвать сложности с механизмом зачета для предприятий нефтехимической промышленности, но, по мнению Григория Сергиенко, этот вопрос должны решить власти. Насколько эффективен закон об индексации акциза на прямогонный бензин, по словам исполнительного директора РТС, 'покажет время'.
Комментарии