В конце прошлой недели в Санкт-Петербурге завершила работу 2-я Всероссийская конференция "Аналитические приборы". В числе ее организаторов - Российская Академия Наук, Научный Совет РАН по аналитической химии, Всероссийское Химическое Общество им. Д.И.Менделеева, Комитет по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский Государственный Университет, Научно-исследовательский технологический институт им. А. П. Александрова, Центр экологической безопасности РАН.
В рамках конференции 28 июня прошел семинар "Импортная техника для современных лабораторий. Проблемы анализа нефтепродуктов". В ходе семинара с лекцией по современному состоянию дел в сфере анализа нефтепродуктов выступил профессор, доктор химических наук, заведующий кафедрой российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина Алексей Дедов.
Предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью, которое Алексей Дедов дал Аu92:
- Алексей Георгиевич, последнее время появилось много публикаций на тему качества топлива, продаваемого на АЗС в Москве и Московском регионе. В них говорится, что в последнее время участились случаи заправки автомобилей некачественным топливом, с соответствующими последствиями автомобиля.
- К сожалению, это так. Согласно нашей статистике, собранной за последние полгода почти 30% дизтоплива и почти 40% бензина, реализованного на АЗС Москвы, является некондиционным. Впрочем, такая ситуация характерна не только для Москвы. Думаю, что и в вашем регионе ситуация примерно такая же, если еще не хуже.
- Мог ли владельцу автомобиля помочь сориентироваться в такой ситуации Экологический знак, который присваивался в Москве АЗС различных компаний?
- Если честно, то думаю, что нет. Его, конечно, не отменили, но толку от этого нет никакого, потому этот знак давала Московская топливная ассоциация. И она продолжает его давать своим членам, почти что "по-очереди". В конечном итоге все его получили. Мы, например, предлагали публиковать в СМИ названия заправок, где торгуют плохим бензином - на это не идет никто. То есть, видимо, все вопросы решаются деньгами.
- А какова в таком случае позиция Российского топливного союза? Он ведь в принципе должен поддерживать все инициативы, направленные на улучшение качества топлива продаваемого на АЗС.
- Российский топливный союз, с одной стороны, конечно, должен поддерживать все инициативы такого рода. Но с другой, это тоже конкретные люди, которые вносят определенные деньги. Здесь ведь крутятся настолько большие деньги, что человек посчитает, и решит, что прибыль окупит все. Я полагаю, что и руководство Союза, и его члены, прекрасно знают, кто торгует "паленым" топливом. Между собой никто друг друга не обманывает. Идет обман конечного потребителя.
- Как обычно проводится контроль качества топлива в Москве?
- В Москве действовали постановление правительства Москвы от 1996 года, и недавнее постановление N 952. В них были определенны федеральные, местные органы и организации, уполномоченные проводить контроль качества реализуемых товаров - это торговая инспекция, санэпидемнадзор, топливная инспекция. У них имеются соответствующие полномочия. Их представители садятся на машину вместе с представителями департамента правительства Москвы по природопользованию. Приезжают на заправку, делают закупку. Очень важно чтобы они именно купили его, и имели на руках чек, чтобы можно было потом доказать, где и когда приобретено это топливо. (Для проверки не обязательно брать так называемую арбитражную пробу - это необходимо делать только при сертификации). А затем, везут в лабораторию.
Правда, не всегда обходится без сложностей.
- Сколько в Москве насчитывается сертифицированных лабораторий, которые могут провести качественный анализ топлива?
- Всего в Москве именно сертифицированных лабораторий 6, но реально и активно работают всего 3. У кого-то слишком высокие цены, у кого-то технические возможности отстают.
- А какова стоимость анализов в лаборатории Вашего института?
- Поскольку наша лаборатория работает при государственном институте, естественно, для государственных структур мы проводим анализы по более низким тарифам. Если проводится тест по 8 показателям, скажем, по бензинам, то стоимость работы составит около 4200 рублей. Для нефтяных компаний, в среднем, выходит по 500 рублей за показатель. На мой взгляд, это не очень дорого. Ведь не всегда необходимо проводить анализ по полной схеме. С одной стороны, это будет дорого, а с другой - достаточно долго. Мы предлагаем схему, обычно из 7 показателей, что составляет процентов шестьдесят того, что заложено в стандарте. И эти 7 показателей на 95 % характеризуют пробу. Скажем, по бензину, обычно мы проводим проверку по следующим показателям - октановое число, сера, бензол, фракционный состав, фактические смолы, свинец, и железо. Хотя последний элемент и не нормирован, но для автомобиля иностранного производства этот показатель также важен, так как из-за высокого содержания железа в бензине, в автомобиле могут выйти из строя свечи зажигания, элементы поршневой группы.
По дизельному топливу важный показатель - вязкость, от этого показателя фактически зависит вся работа двигателя. Затем - предельная температура фильтруемости, сера, фракционный состав. Возможно и ужесточение схемы по полициклической ароматике. Действующий отечественный норматив здесь составляет 11%, и у большинства бензинов он в норме. А вот если введут европейский норматив - а это 3% - то этот показатель тоже надо будет контролировать.
Если говорить о внедрении методов контроля вообще, важно, чтобы они были не очень дорогими. К примеру, есть европейский метод испытания дизтоплива на так называемое "пятно износа". Его стоимость составляет около 500 долларов из-за того, что расходный материал очень дорогой.
- Какую точность дают анализы, проводимые в вашей лаборатории?
- Обычно, после проведения цикла анализов, мы на 95% даем гарантию, что эта марка топлива выдержит сертификацию.
- А зачем вообще компании обращаются к вам за анализами? Ведь у большинства крупных компаний, в состав которых входят и добыча, и переработка нефти и нефтепродуктов, и есть оптовая и розничная торговые сети, существуют и свои лаборатории по контролю качества продукции на всех этапах?
- Да, у крупных компаний есть свои лаборатории. Например, есть у "ЮКОСА", у ТНК. Но они контролируют качество топлива только у себя на производстве. Но ведь под "флагом", скажем, ТНК, торгует очень много частных компаний. И я могу с уверенностью сказать, что "слабыми звеньями" через которые возможно попадание некачественного топлива к конечному потребителю, являются нефтебазы и АЗС.
К тому же, содержание лаборатории - дело очень дорогое. Оборудование, сложные и точные технологические процессы, которых необходимо точно придерживаться - все это стоит миллионы долларов. Так что большинству гораздо выгоднее платить по 4 тысячи рублей за анализ, чем выкладывать эти миллионы. Поэтому большинство компаний предпочитает возить свои продукты на анализ в уже существующие лаборатории.
- Что вы думаете по поводу так называемых передвижных экспресс-лабораторий, которые, якобы, способны заехать на любую АЗС и за несколько минут определить качество топлива, продаваемого на ней?
- На мой взгляд, это не серьезно. Как, например, возможно в условиях передвижной лаборатории сделать качественный анализ на содержание свинца? Он делается спектрофотометром. Это - оптический прибор. По инструкции нужно производить его поверку даже если ты просто сдвинешь с места на место. И как такой прибор будут возить на машине, или как он будет работать при включенном двигателе? Здесь невозможно будет выдержать нормативы по метрологии. А ведь по свинцу норматив очень жесткий 0,005 % от массы. Они просто не обеспечат условий для проведения анализов.
И обратите внимание, что в мире массово никто не использует не только такие лаборатории, но и те экспресс-тесты, которые время от времени появляются на рынке. Например, когда в США была попытка использования некоего мини-тестера качества топлива под названием "Зельтекс". Вначале была эйфория по этому поводу, всем, вроде, очень нравилось, все было очень быстро. Но в результате, в Штатах ни одна претензия к качество топлива, выявленная с помощью этого "Зельтекса", в суде не выиграла. Не было воспроизводимости, надежности, постоянства показаний этого прибора. Он в одних и тех же условиях показывал разные данные. Так что я очень скептически отношусь к появлению на массовом рынке каких-то чудодейственных и простых тестов, которые позволяют автолюбителю за минуту определить качество топлива, залитого в бак.
Комментарии