Бензин растет как на дрожжах

Рост цен на бензин продолжает раскручивать инфляцию. В июле стоимость ГСМ может повыситься в среднем на 30-40 коп. за литр. По мнению экспертов, правительство может остановить этот рост, однако для этого потребуется не только изменение налоговой политики государства, но и демонополизация внутреннего нефтяного рынка. Цены на бензин в стране продолжают расти. По данным Института финансовых исследований, за четыре месяца, прошедшие с начала февраля по начало июня, минимальные и максимальные отпускные цены на Аи-95 выросли соответственно на 3,5 тыс. рублей и 4,9 тыс. рублей за тонну. При этом нефтяники не обещают в обозримом будущем замедления темпов роста цен: так, по прогнозу исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, в начале июля стоимость бензина увеличится в среднем еще на 30-40 коп. за литр. И спровоцирован этот рост будет не 'сезонными факторами', а исключительно скачком цен на нефть на мировых товарных рынках. По мере роста цен бензиновая проблема все больше волнует и правительство, и нефтяные компании. Правительство - потому что так называемая тарифная составляющая играет немаловажную роль в раскручивании инфляционной спирали. Руководство ЦБ РФ даже утверждает, что удорожанию бензина Россия обязана тем, что за полгода почти полностью выбранным оказался годовой 8,5-процентный прогноз по инфляции. Михаил Фрадков еще весной давал поручения министерствам и ведомствам разработать меры по ограничению роста цен, но ничего конструктивного они так и не предложили. Рост цен, как свидетельствуют о том и подсчеты экспертов, и ценники на бензоколонках, успешно продолжается. Нефтяные компании, на первых взгляд, все происходящее беспокоит не меньше. Чем выше поднимаются отпускные цены на нефтепродукты на внутренних рынках, тем более популярной становится теория ценового заговора среди нефтеперабатывающих компаний. И тем более актуальным становится вопрос, кто виноват в сложившейся ситуации - правительство, которое, с точки зрения нефтяников, проводит неправильную налоговую политику, или компании, стремящиеся к получению максимальной прибыли в условиях рекордно высоких цен на нефть. Ответить на этот вопрос пытались участники круглого стола, организованного журналом 'Эксперт'. Впрочем, к единому выводу им так и не удалось прийти. Так, Григорий Сергиенко настаивал на необходимости срочно изменить систему налогообложения нефтяников, потому что в противном случае рост цен на горюче-смазочные материалы будет продолжаться, какие бы меры ни принимало правительство. 'Рост мировой цены на нефть на один доллар приводит к 50 рублям изъятий через налог на добавленную стоимость. Потребитель бензина фактически оплачивает прибыль государства', - заявил он. Однако с тем, что во всем виноваты слишком высокие налоги, согласились далеко не все эксперты. 'Рост НДПИ в 1,5 раза приводит к росту розничной цены на бензин лишь на 5%. Причина всплеска цен - в растущей марже прибыли нефтяников, а не в налогах', - считает президент Института энергетической политики Владимир Милов. 'Акцизы на нефтепродукты с 1 января этого года выросли на 10 рублей, НДПИ - на 450 рублей, а цены за тонну бензина выросли на тысячи. Поскольку издержки производства не растут, то ключевой фактор - рост маржи прибыли нефтяных компаний', - поддержал его Олег Ордин из Института финансовых исследований. Накручивать цены на ГСМ нефтяникам, по мнению экспертов, помогает, отсутствие конкуренции. В регионах рынок нефтепродуктов зачастую является вотчиной отдельно взятой компании, что позволяет последней назначать практически любую цену. 'Объем реализации бензина одной российской АЗС - 14 тысяч тонн в сутки, а в Голландии - 6-8 тысяч. Но бензина там потребляют не меньше, чем в России, просто есть конкуренция, и приходится бороться за каждого потребителя. А у нас какую бы цену ни установили нефтяники, бензин все равно купят', - подчеркнул Сергиенко. И основная рекомендация экспертов государству - развивать конкуренцию на рынке и для начала ужесточить антимонопольное законодательство. По силам государству и изменить географию размещения НПЗ. 'На основной район нефтедобычи - Западную Сибирь - приходится всего четыре НПЗ. Получается, что в отдельных регионах - избыток мощностей, а где-то их недостаток', - пожаловался Олег Ордин. Но модернизация действующих заводов требует огромных капиталовложений. По оценке президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля, в масштабах страны на это потребуется $10 млрд. Пока частные компании не рискуют вкладывать деньги в нефтепереработку из-за боязни, что они не окупятся. Сделать так, чтобы этот бизнес стал привлекательным для инвесторов - опять-таки забота государства.
Комментарии