Конфереция

Бензин подорожает

Ради борьбы с суррогатным бензином чиновники готовы увеличить налоговую нагрузку на нефтехимиков. Правительство хочет обложить акцизом прямогонный бензин, из которого производится некачественное топливо. Производители этого сырья грозятся поднять отпускные цены на бензин, произведенный легально. Чиновники давно думают, как сделать производство суррогатного бензина экономически бессмысленным. Правительство предложило обложить прямогонный бензин акцизом в 2657 руб. за тонну. В минувшую пятницу идею одобрил налоговый подкомитет Госдумы. Депутаты предложили включить соответствующую поправку в законопроект о размере акцизов на 2006 г. Но до этого чиновники должны придумать, как освободить от акциза прямогонный бензин, который используют в производстве нефтехимические предприятия, говорит руководитель налогового подкомитета Наталья Бурыкина ('Единая Россия'). В противном случае нефтехимики могут разориться, поясняет зампред думского комитета по бюджету Сергей Штогрин. Рентабельность их бизнеса не превышает 14-17%, а себестоимость продукции из-за введения акциза, по подсчетам нефтехимиков, вырастет на 12-27%. Налоговики предлагают решить проблему с помощью вычетов. Сейчас акцизы на нефтепродукты уплачиваются на каждом этапе перепродажи топлива, а затем всем участникам цепочки, кроме конечного продавца, деньги возвращаются или зачитываются. В случае с прямогонным бензином Федеральная налоговая служба (ФНС) готова разрешить НПЗ и нефтехимическому заводу не платить акциз, если они 'в определенный срок' предоставят документы о том, что сырье было использовано для производства, поясняет сотрудник ФНС. Но бизнесмены опасаются, что им все равно придется кредитовать казну. 'Если мы не сможем вовремя собрать документы или их по каким-то причинам не примут налоговики, то акциз придется платить и ждать возврата денег', - говорит сотрудник 'Нижнекамскнефтехима'. К тому же за другие виды нефтепродуктов предприниматели порой платят акцизы дважды, напоминает Штогрин. Например, в 2004 г. по Налоговому кодексу акциз на дизельное топливо составлял 1000 руб./т, а в реальности - если разделить полученную бюджетом сумму на количество произведенного топлива - 1222 руб./т. Если система зачетов будет давать сбои и с акцизами на прямогонный бензин, его производители переориентируются на экспорт - за вывозимые из страны товары акцизы вообще платить не надо, говорит Штогрин. Тем более что продажа сырья в России будет обременена получением свидетельств на операции с нефтепродуктами и создание на заводе налоговых постов, добавляет сотрудник 'Газпрома'. В холдинг входит один из основных потребителей прямогонного бензина - 'Сибурнефтехим'. Альтернативный вариант предлагает Минфин. Проблем можно избежать, если повысить акциз на прямогонный бензин 'чисто символически' - до 100 руб./т - и не проводить зачет, говорит чиновник министерства. Налоговики в этом случае смогут выявлять мошенников, а нагрузка на нефтехимиков вырастет незначительно - примерно на 390 млн руб. в год, подсчитал он. Это 'гораздо лучше', поскольку предприятия сохранят оборотные средства, поддерживает идею замгендиректора 'Татнефти' Азат Ягафаров. Но 'в любом случае' все дополнительные расходы на сырье производители включат в цену своей продукции, в том числе автомобильного бензина, предупреждает источник в 'ЛУКОЙЛе'. Прямогонный бензин получают после первичной переработки нефти или газового конденсата на НПЗ. Это основное сырье для предприятий нефтехимии и единственный вид нефтепродуктов, на который установлена нулевая ставка акциза. Льготой охотно пользуются производители суррогатного топлива, делавшие его с помощью добавок в прямогонный бензин. Легальные производители платят с каждой тонны бензина акциз в 3629 руб. В 2004 г. в России было выпущено 6,4 млн т прямогонного бензина. Из него 3,9 млн т переработали нефтехимические предприятия и 1,1 млн т было экспортировано. Остальные 1,4 млн т значатся в статистике как 'прочие поставки'.
Комментарии