Конфереция

'ЛУКОЙЛ' отпустил цены

У 'ЛУКОЙЛа' закончились подарки для автолюбителей. Компания не меняла розничные цены на собственных АЗС с середины декабря прошлого года. Но в конце минувшей недели они не устояли и пошли в рост. Рынок победил 'ЛУКОЙЛ', полагают эксперты и трейдеры. В середине декабря прошлого года Владимир Путин на встрече с президентом 'ЛУКОЙЛа' Вагитом Алекперовым посетовал на то, что цены на нефтепродукты в России растут с каждым днем. Он был прав: по данным Московской топливной ассоциации (МТА), с января по начало декабря 2004 г. оптовые цены на дизтопливо выросли на 63%, бензин Аи-80 - на 47%, Аи-92 - на 39% и Аи-95 - на 32%. Соответственно росли и розничные цены. Алекперов тут же пообещал помочь исправить ситуацию, снизив цены на топливо на автозаправках 'ЛУКОЙЛа'. Уже через несколько дней после этого компания выпустила пресс-релиз с сообщением о том, что ее правление решило немедленно снизить на 5% потребительские цены на бензин и дизельное топливо на собственных АЗС во всех регионах России. Аналитики и участники рынка восприняли этот шаг скептически. По общему мнению, с начала декабря вследствие сезонного спада спроса цены и так уже стали понемногу снижаться. Исходя из этого инициативу 'ЛУКОЙЛа' многие расценили как PR-ход и всерьез не восприняли. Но благостный покой на рынке царил недолго. Уже в январе оптовые цены на нефтепродукты пошли вверх, и в апреле их рост по сравнению с началом года составил в среднем 30%. В феврале - марте стали подниматься и розничные цены, но только не у 'ЛУКОЙЛа'. Компания Алекперова держала слово, данное президенту, и декабрьских ценников на своих заправках не меняла. Независимые участники топливного рынка в лице Российского топливного союза (РТС) такое поведение сочли скандальным и пожаловались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). По их мнению, нефтяной холдинг, синхронно с другими компаниями повышая оптовые цены и заморозив розничные, ведет дело к разорению и в конечном итоге поглощению независимых АЗС, особенно в тех регионах, где 'ЛУКОЙЛ' доминирует. Вслед за РТС пожаловались в нижегородское подразделение ФАС и местные бензоторговцы. По их утверждению, в этом регионе, где 'ЛУКОЙЛ' является крупнейшим оператором, цены на его АЗС ниже его же оптовых расценок. В компании на это отвечали, что пора забыть о 30%-ной марже в рознице и переходить к 'цивилизованным' 12-15%. Представители 'ЛУКОЙЛа' говорили, что не собираются повышать цены на бензоколонках, и в апреле компания даже размещала в печатных СМИ рекламу под заголовком 'ЛУКОЙЛ' держит слово и цены'. Но теперь праздник для автолюбителей, похоже, заканчивается. По данным МТА, в минувшую субботу на лукойловских заправках в регионе цены на дизтопливо поднялись в среднем на 0,30 руб./л, на бензин А-80 - на 0,15 руб./л и на высокооктановые бензины - на 0,10 руб./л. Для сравнения: средневзвешенная московская цена на дизтопливо за неделю выросла на 0,04 руб./л, на бензин А-80 - на 0,03 руб./л, на А-92 - на 0,02 руб./л и на А-95 не изменилась. Тем не менее заправки 'ЛУКОЙЛа' все еще остаются самыми дешевыми в Москве. В пресс-службе компании повышение цен объясняют в основном ростом тарифов на услуги естественных монополий. По словам собеседника 'Ведомостей', в зависимости от регионов топливо подорожало по-разному, но в среднем это 0,10 руб./л. Евгений Аркуша, избранный вчера президентом РТС, говорит, что повышения лукойловских цен следовало ожидать: 'Это не могло продолжаться вечно, их жизнь заставила, ведь нельзя долго работать себе в убыток'. По его мнению, продолжение такой политики в регионах доминирования 'ЛУКОЙЛа' могло привести и кое-где уже начало приводить к повторению украинской ситуации - дефициту топлива и резкому увеличению оборота фальсифицированного топлива. А один из участников столичного рынка считает, что на перемену политики 'ЛУКОЙЛа' повлияла общественная активность бензоторговцев, в частности их обращения в ФАС. Примерно того же мнения и аналитик 'Совлинк Секьюритиз' Лев Сныков. 'Политика политикой, а рынок дает о себе знать', - говорит он. По мнению эксперта, одной из главных причин, побудивших 'ЛУКОЙЛ' повысить расценки, стало грядущее повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Комментарии