Возможен ли газовый ОПЕК? Этот вопрос сегодня будут обсуждать министры энергетики из примерно дюжины стран, собравшиеся на далеком острове Тринидад. Здесь открывается пятый ежегодный Форум стран - экспортеров газа (ФСЭГ, или по-английски GECF) - организации, которая призвана координировать действия стран, добывающих газ, на мировом рынке.
Хотя Россия обладает крупнейшими запасами природного газа в мире и является крупнейшим экспортером голубого топлива, наш профильный министр - Виктор Христенко на встречу не поехал. Так же как и представители 'Газпрома'. Интересы России в дискуссиях о том, как устанавливать мировые цены на газ, будут отстаивать представители МИДа.
Вряд ли подобное пренебрежительное отношение к возможности участия в глобальном проекте объясняется нежеланием России использовать 'газовое оружие' против кого бы то ни было и следовать примеру арабских стран, которые в 1973 г. потрясли западный мир нефтяным шоком, добиваясь не экономических, а политических целей - победы над Израилем.
Возможно, Россия считает, что ее мощностей достаточно для того, чтобы играть роль газового монополиста самостоятельно, ни с кем не объединяясь.
Но проблема в том, что в ближайшие 10-20 лет рыночные позиции России снизятся за счет развития газовых проектов в странах-конкурентах, где запасы газа велики, но пока нет инфраструктуры для его экспорта. Быстрое развитие технологий по транспортировке сжиженного газа открывают для этих стран возможность экспортировать газ танкерами на дальние расстояния, обходясь без газопроводов. Примером такой страны является как раз Тринидад, занимавший в 2004 г. 78% рынка американского импорта сжиженного природного газа. Со своим конкурентом - Алжиром Тринидад заключил соглашение о сотрудничестве.
Чтобы почувствовать потенциал конкуренции, надо вспомнить, что на долю Ирана и Саудовской Аравии приходится 20% мировых запасов газа, но эти страны его пока вообще не экспортируют. Любое объединение газовых экспортеров без России, т. е. потенциально против России, нам невыгодно, поскольку это ставит под угрозу стабильность поступления 'газодолларов'.
Во ФСЭГ входят 14 стран - Алжир, Боливия, Бруней, Египет, Индонезия, Иран, Ливия, Малайзия, Нигерия, Оман, Катар, ОАЭ, Венесуэла и Россия. В качестве наблюдателей в нем участвуют Норвегия, Аргентина и Экваториальная Гвинея. Примерно половина стран - члены ОПЕК, который со временем может стать и газовым картелем, если этого не сделает ФСЭГ.
По оценкам Международного энергетического агентства, вероятность появления газового картеля в ближайшем будущем исключена - еще не сформировался глобальный рынок, и манипулировать пока нечем. Странно, что российские лица, давно работающие в газовой отрасли, упускают шанс поучаствовать в его формировании.
Комментарии