Конфереция

О дестабилизации НК "Лукойл" рынка нефтепродуктов (письмо РТС Руководителю Федеральной антимонопольной службы)

Уважаемый Игорь Юрьевич! К концу ноября 2004 года российские цены на нефть и, как следствие, на нефтепродукты как в оптовом, так и в розничном звеньях достигли своего максимума. В декабре 2004 - январе 2005 г.г. в связи со снижением ценовых показателей на нефть на внешних и внутрироссийском рынках, а также из-за введения повышенных таможенных пошлин и благодаря воздействию сезонных факторов цены на нефтепродукты снижались. Однако, соответственно изменениям мировых цен на нефть с конца января 2005 года начался очередной рост оптовых цен на нефтепродукты. В связи с существенным ростом цен в оптовом звене и соответствующим снижением доходности ниже экономически обоснованного уровня, розничный сектор топливозаправочного бизнеса с начала марта 2005 г. также вынужден повышать цены, особенно на высокооктановые бензины. В этих условиях у субъектов топливного рынка вызывает обоснованную тревогу ценовая политика НК "Лукойл". Последовательно повышая оптовые цены на нефтепродукты в соответствии с общерыночными тенденциями (с начала 2005 года, в среднем, на 30%), НК "Лукойл" директивно "заморозила" розничные цены на всех своих АЗС на уровне декабря 2005 года. Такие действия фактически дезорганизовали топливные рынки, особенно в регионах доминирования НК "Лукойл". Действительно, при действующей в России системе ценообразования на нефть и нефтепродукты вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), перерабатывающие самостоятельно добытое нефтяное сырье, могут при сохранении приемлемой доходности устанавливать для собственных АЗС отпускные цены на производимые нефтепродукты значительно ниже среднерыночных, формирующихся на основе внутрироссийской цены на нефть. С учетом этого логика нынешнего ценообразования в розничном звене НК "Лукойл" воспринималась бы субъектами рынка с пониманием, если бы и ее оптовые цены на нефтепродукты были также ниже среднерыночных. Совокупность таких действий подтверждала бы намерения НК "Лукойл" оказать стабилизирующее влияние на динамику цен в целом. Однако НК "Лукойл", не желая противоречить выработанным нефтяными компаниями принципам формирования цен оптового рынка нефтепродуктов, устанавливает их на уровне среднерыночных. Выбранной стратегией в установлении розничных цен НК "Лукойл" пытается решить несколько задач: - создать в общественном мнении имидж защитника экономических интересов населения в условиях продолжающегося объективного роста цен на нефтепродукты; - вытеснить с топливного рынка независимых владельцев АЗС путем целенаправленного ценового демпинга в розничном секторе реализации моторного топлива и, тем самым, укрепить свое доминирующее положение. Искусственно занижая цены в розничном звене, НК "Лукойл" проводит политику недобросовестной конкуренции в отношении сетей АЗС, реализующих нефтепродукты, приобретенные по среднерыночным оптовым ценам. Тем самым, предприняты активные действия, направленные на расширение монопольного положения НК "Лукойл" в системе нефтепродуктообеспечения ряда регионов России. Информируя о вышеизложенном, Российский топливный союз просит ФАС проанализировать действия НК "Лукойл" в области проводимой ценовой политики на нефтепродукты на предмет их соответствия антимонопольному законодательству и при наличии достаточных оснований принять соответствующие правовые меры по их пресечению. С уважением, Президент С.Р.Борисов
Комментарии