Конфереция

ФАС ищет виновных в росте цен на моторное топливо

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена возбудить дело против компании "Сибур" - основного поставщика газомоторного топлива на московский рынок. Причина - последние полгода цены на сжиженный газ росли быстрее, чем на бензин. Газ остается для автовладельцев выгодной альтернативой бензину: он экологичнее и стоит в полтора раза дешевле. Две трети из производимых ежегодно в России почти 7 млн. тонн сжиженного газа (в 2003 году - 6,8 млн. тонн) приходится всего на двух производителей -"Газпром" (32-36% объема производства) и его "дочку" "Сибур" (31-32%). Нефтяные компании и независимые производители газа производят немногим более 30%. На нужды автомобильного транспорта используется только 7% (500 тысяч тонн) производимого сжиженного газа. Большая же его часть используется в нефтехимическом производстве (до 50%) и ЖКХ (около 30%). Еще примерно 13% сжиженного газа идет на экспорт. Газ как моторное топливо В СССР сжиженный газ являлся реальной альтернативой бензину: к концу 80-х в стране на газе работало до миллиона автомобилей (в 1999 году - меньше 30 тысяч). Все автозаводы в советское время имели линии сборки газовых автомобилей. Сейчас автозаводы полностью отдали этот бизнес на откуп небольшим фирмам, хотя мировые автогиганты (Ford, General Motors, Fiat, BMW) предпочитают заниматься этим самостоятельно. Основное преимущество использования газа по сравнению с бензином - более низкая цена. Традиционно считается, что в рознице пропан-бутановая смесь (наиболее массовый вид газомоторного топлива) должна стоить вдвое дешевле бензина марки Аи-92, или на 35% дешевле Аи-76, что должно компенсировать расходы автовладельца на переоборудование автомобиля под использование газомоторного топлива. Фирмы, специализирующиеся на этом бизнесе, берут за установку специального оборудования от 8 тысяч рублей за "Жигули" до 11-13 тысяч за "Газель". Переоборудование иномарки будет стоить от 9-12 тысяч рублей. Установка оборудования окупается примерно за полгода при среднем пробеге автомобиля за этот период в 10-15 тысяч километров. Это обеспечивало газу благосклонность среди владельцев коммерческого транспорта, особенно "Газелей", пробеги которых в несколько раз больше. Хотя в среднем по стране доля автомобилей на газе не превышает 1,5-2%. Скачок цен Дополнительным стимулом для роста популярности газомоторного топлива мог бы стать рост цен на бензин. За прошлый год цена на бензин выросла на 30%. Впрочем, дешевизна уже не является преимуществом газомоторного топлива. Как говорит президент Евроазиатской ассоциации газозаправочного бизнеса Юрий Егоров, газ резко подорожал в августе прошлого года. Прежде он стоил на заправках 4,5-5 рублей за литр. Но в августе он стал стоить 9,5-10 рублей за литр, в то время как цена бензина марки Аи-95 составляла около 14 рублей за литр. Скачок цен объяснялся как сезонным фактором (летом растет потребление этого топлива), так и аварией на заводе "Оренбурггазпрома" (крупного производителя сжиженного газа). Но цены на газ так и не вернулись на прежнюю отметку: в марте пропан-бутановая смесь стоила 8-9 рублей (бензин Аи-92 - 14,55 рубля). Егоров говорит, что скачок цен поставил на грань разорения владельцев АГЗС, а также бизнес компаний, занимающихся установкой газобаллонного оборудования. Таких фирм только в Москве насчитывается несколько десятков. Если раньше в среднем ежемесячно переоборудовалось 50-60 автомобилей, то после скачка цен количество заказов сократилось до 2-3. После того, как было нарушено сложившееся соотношение цен на газ и бензин, использование газомоторного топлива стало невыгодным, поскольку сроки окупаемости газобаллонного оборудования выросли в несколько раз. ФАС проверит рынок Ситуацией на рынке газа уже заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба. К ней обратились розничные торговцы газовым топливом, обвиняя поставщиков в необоснованном повышении цен. Как стало известно ГАЗЕТЕ, ФАС провела проверку рынка газомоторного топлива и намерена возбудить дело в отношении компании "Сибур" по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Как говорит заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, если расследование докажет, что компания нарушила антимонопольное законодательство, ФАС может наложить штраф на нарушителя, обязать его вернуться к прежнему уровню цен, а также потребовать взыскать с монополиста незаконно полученную прибыль. Розничная накрутка к оптовой цене газа достигает 100% Глеб Тарабукин, гендиректор "Сибур-Газсервис" (оператор поставок сжиженного газа), не согласен с обвинениями розничных торговцев, называя их самих виновниками роста цен на топливо. По его словам, рентабельность газовых заправок значительно выше, чем традиционных АЗС. Розничная накрутка к оптовой цене иногда достигает 100% (бензина - до 15-25%), и владельцы газозаправок даже после повышения оптовых цен не пожелали ее снижать. К тому же, говорит он, по своим качественным характеристикам газ не уступает традиционному топливу и не должен стоить вдвое дешевле бензина. Реальный дисконт цены на газ должен быть примерно 25% от цены на бензин Аи-92. Исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко говорит, что сжиженный газ активно экспортируется и ценообразование на него сходно с бензином. Поэтому вряд ли газ будет дорожать медленнее, чем бензин.
Комментарии