Конфереция

Заправский гранд

Нефтяная компания второго эшелона - 'РуссНефть' - обошла тяжеловесов отрасли в борьбе за активы московского топливного рынка. По данным 'Профиля', она завершит покупку второй по величине сети заправок - Ассоциации 'Гранд' - до конца 2005 года. При этом оперативное управление компанией 'РуссНефть' получила уже в апреле. Как полагают эксперты, владельцы 'Гранда' успели договориться о продаже накануне серьезных проблем, которые могут начаться у независимых торговцев топливом уже в этом месяце. За три года своего существования 'РуссНефть' побила все рекорды в отечественной нефтяной отрасли по скупке добывающих активов. Если подсчитать, то получится, что каждый квартал в течение последних трех лет компания покупала по одному предприятию. Правда, в основном 'РуссНефть' приобретала небольшие нефтедобывающие структуры. Сегодня в компанию входит свыше 20 предприятий. Можно сказать, что глава и владелец 'РуссНефти' Михаил Гуцериев (компания принадлежит ему и его партнерам) продолжал политику, успешно 'обкатанную' еще на посту президента 'Славнефти'. Напомним, во многом благодаря скупке активов в период его работы в компании добыча 'Славнефти' выросла за последние шесть лет в два раза - до 22 млн. тонн нефти в 2004 году. Что касается нового детища Гуцериева - 'РуссНефти', то, по данным самой компании, она рассчитывает добыть в 2005 году около 15 млн. тонн нефти. В ближайшей перспективе 'РуссНефть' намерена продолжить скупку активов и выйти на уровень добычи в 25 млн. тонн нефти в год. Планы по наращиванию добычи заставили компанию задуматься о получении доступа к переработке нефти и сбыту нефтепродуктов. Для поставок топлива на внутренний рынок 'РуссНефть' договорилась о переработке своей нефти на НПЗ ЮКОСа в Самарской области. Правда, какие объемы нефти будут переработаны здесь в нынешнем году - неизвестно. Но загружать все АЗС 'Гранда' компания Гуцериева рассчитывает только собственными нефтепродуктами. Сотрудничество же со 'Славнефтью' - бывшим поставщиком топлива на заправки 'Гранда' - прекратится. Всего сеть 'Гранда' насчитывает 59 АЗС в Москве, 6- в Подмосковье и 25- в Краснодарском крае (в районе Сочи). По количеству АЗС нефтяники займут 8,5% московского топливного рынка (см. таблицу). Ассоциация 'Гранд' будет куплена у немецкого фонда, принадлежащего гендиректору и совладельцу 'Росгосстраха' Данилу Хачатурову, а также его партнерам. Особенность сделки в том, что и здесь важную роль сыграло 'славнефтевское' прошлое Гуцериева. Напомним, что Хачатуров входил в команду Гуцериева во время его работы в 'Славнефти', занимая должность первого вице-президента бывшей госкомпании. Тогда нынешний владелец 'Гранда' и получил контроль над этой сетью АЗС. По оценке экспертов, 'Гранд' может стоить около $100 млн. Однако, по информации 'Профиля', стороны пока не согласовали окончательную цену. Поэтому планируется, что сделка будет закрыта не в ближайшее время, а до конца года. Михаил Гуцериев, Данил Хачатуров и новый глава 'Гранда' Абукар Беков комментировать сделку отказались. Покупка второй по величине московской сети АЗС, по мнению источника 'Профиля' в крупной топливной компании, - грамотный ход со стороны Гуцериева. На столичном рынке, где находится большая часть заправок сети, маржа, получаемая торговцами, - одна из самых высоких на российском рынке нефтепродуктов. В среднем она держится на уровне 5 рублей с одного литра топлива, проданного на АЗС. По словам исполнительного директора Московской топливной ассоциации Григория Сергиенко, с учетом того, что в среднем реализация с одной столичной АЗС составляет 12 тыс. литров в год, доходы Гуцериева будут внушительными. При этом московские трейдеры не ждут, что переход 'Гранда' под знамена 'РуссНефти' может сказаться на оптовых или розничных ценах на топливо в Москве. Как рассказал 'Профилю' первый заместитель генерального директора ООО 'Лукойл-Центрнефтепродукт' Сергей Черемных, лишнее топливо на рынке не появится. По его данным, 'Славнефть' не искала новых партнеров в Москве для сбыта объемов, предназначавшихся ранее 'Гранду'. С ним согласен и коммерческий директор топливной компании 'ЕКА' Александр Евтеев. При этом Евтеев добавляет, что объемы поставок нефтепродуктов 'Славнефтью' в любом случае не сыграли бы заметной роли, потому что в масштабах московского рынка не являются значительными. Представитель другого московского трейдера утверждает, что Гуцериев весьма удачно выбрал время для покупки. В ближайшее время нынешние владельцы 'Славнефти' - ТНК-ВР и 'Сибнефть', совместно купившие госкомпанию в декабре 2002 года за $1,86 млрд., - продолжат делить ее активы. Договориться о сохранении поставок нефтепродуктов на свои АЗС 'Гранду' в этих условиях, скорее всего, было бы непросто. Возможно, 'Гранду' с помощью 'РуссНефти' удастся избежать последствий еще одной проблемы. К началу апреля этого года оптовая цена на нефтепродукты на московском рынке практически сравнялась с розничной. По данным Московской топливной ассоциации, в это время оптовая цена на Аи-92 составляла 11,99 рубля за литр, а розничная - 14,48. По оценке Сергиенко, прибыль компаний снизилась до 1 рубля с литра. Чтобы сохранить прежнюю маржу, независимые трейдеры уже пытались поднять цены к концу марта, но в итоге им пришлось отказаться от этой затеи. Некоторые нефтяные компании, например 'ЛУКОЙЛ', компенсирующие снижение прибыли на внутреннем рынке за счет экспорта, продолжают удерживать цены на своих заправках на прежнем уровне. В этих условиях независимым торговцам в Москве придется либо довольствоваться меньшим барышом от розничных продаж топлива, либо продавать свои активы нефтяным компаниям. Если дело дойдет до продажи, то, возможно, покупка 'Гранда' станет первой в череде крупных сделок нефтяников в столице
Комментарии