Конфереция

Бензиновый заговор

После недавнего заявления вице-президента российского топливного союза (ртс) олега ашихмина о предстоящем в ближайшее время скачке цен на топливо (см. 'бизнес' от 05.04.05) его коллеги поспешили принять экстренные меры для успокоения общественности. Получилось не очень. Скачка не будет, зато вместо него потребителям обещан плавный, но долгий рост. Резкого скачка цен на бензин не будет',- несколько раз повторил вице-президент РТС Алексей Небольсин в своем вчерашнем выступлении, посвященном анализу ситуации на топливном рынке. По его словам, заявление Олега Ашихмина о значительном подорожании бензина в ближайшее время неверно. 'Журналисты неточно поняли его слова',- пояснил Небольсин 'Бизнесу'. Хотя потенциал для роста цен есть, добавил он. Повысился сезонный спрос, началась посевная, встали на ремонт три нефтеперерабатывающих завода, в том числе Московский, который обеспечивает топливом две трети столичного рынка. 'Небольшой дефицит высокооктановых бензинов наблюдается',- констатировал вице-президент РТС. Надежду на стабилизацию ситуации Небольсин связывает с вводом с 1 июня новой экспортной пошлины на нефть, которая исходя из средней цены сырья за предыдущие два месяца может составить $115-120 за тонну. При этом нефть на мировых рынках подешевеет до $45-50 за баррель, считает он. Прибыльность экспорта уменьшится, и 'нефть развернется на внутренний рынок'. Правда, его прогноз может не сбыться. На днях глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен заявил, что 'цены на нефть тяжелых, сернистых сортов (к которым относится и российская) сейчас значительно выше, чем в октябре 2004 года'. По его словам, период высоких цен на нефть будет длительным. Если же нефть продолжит дорожать, то, по мнению вице-президента Московской топливной ассоциации (МТА) Григория Сергиенко, даже сезонное снижение спроса на топливо не охладит внутренний рынок. Корень зла топливники видят в высоком уровне налогообложения нефтяной отрасли. В правительство не раз отсылались предложения участников рынка отказаться от привязки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к экспортным ценам, дифференцировать акцизы на нефтепродукты. Но существующие налоговые механизмы пользуются 'благосклонностью со стороны министерств, отвечающих за наполнение бюджета', жалуется Алексей Небольсин. РТС надеется, что хотя бы их последнее письмо будет учтено Федеральной антимонопольной службой (ФАС), которой поручено разработать меры по стабилизации цен на топливном рынке. Впрочем, механизмы, на которые делает ставку ФАС, в первую очередь развитие биржевой торговли бензином, в нынешних обстоятельствах вряд ли начнут работать. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНКи) оставляют на внутреннем рынке ровно столько нефти, чтобы хватило на обеспечение бензином собственных сетей АЗС. По словам Алексея Небольсина, 30-35% переработки, которые дают независимые НПЗ, такие как Уфимский завод и МНГК, могут обеспечить топливом не принадлежащие ВИНКам бензоколонки. В то же время, излишков топлива, которые и должны формировать справедливую цену на бирже, в стране все равно не остается. 'При существующих нефтяных налогах биржа востребована не будет,- говорит Григорий Сергиенко. - И в системе обеспечения бензинового рынка практически нет продавцов и покупателей'.
Комментарии