Конфереция

Публикуем текст ответа топливного оператора на представление прокурора по вопросу отсутствия лицензий на опасные (пожароопасные) производственные объекты

По-прежнему продолжаются (хотя уже и редко) претензии к операторам АЗС по поводу отсутствия лицензий на опасные (пожароопасные) производственные объекты. Публикуем текст ответа топливного оператора на представление прокурора по указанному вопросу. Городскому прокурору Старшему советнику юстиции На Представление об устранении нарушений ФЗ 'О лицензировании отдельных видов деятельности'. Представлением Городской прокуратуры Ленинградской области от 16.03.2005г.Обществу с ограниченной ответственностью предписано принять меры по устранению нарушений ФЗ 'О лицензировании отдельных видов деятельности', а именно: оформить лицензию на эксплуатацию АЗС как пожароопасного производственного объекта. Вместе с тем, ООО считает, что в соответствии с нормами ФЗ 'О промышленной безопасности опасных производственных объектов' (далее - Закон), Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 г. ? 595 (далее - Положение) автозаправочные станции пожароопасными производственными объектами не являются. Отнесение торгующих моторным топливом АЗС к опасным производственным объектам не основано на положениях приведенных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы эксплуатации и лицензирования опасных производственных объектов, ввиду следующего. 1. Согласно Закону, Положению действие данных нормативных правовых актов распространяется исключительно на объекты, являющиеся производственными. Поскольку Закон не содержит специального (для целей Закона) определения понятия 'производственный', таковым является объект, на котором осуществляется производство (изготовление, выработка, создание какой-либо продукции). На АЗС осуществляется реализация потребителям готовой продукции (моторного топлива), произведенной на нефтеперерабатывающих и иных производственных предприятиях. Продажа на АЗС моторного топлива не является производством согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (утвержден Постановлением Госстандарта ? 454-ст от 06.11.01 г., далее - ОКВЭД). АЗС не отнесены к производственным объектам СНиП 21-01-97* 'Пожарная безопасность зданий и сооружений'. 2. АЗС не являются объектами, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) горючие жидкости. На АЗС не оказываются услуги по хранению моторного топлива. Организация, эксплуатирующая АЗС, не получает доходов от такого вида предпринимательской деятельности, как хранение. Моторное топливо на АЗС продается, а не хранится. Наличие моторного топлива на АЗС ничем не отличается от нахождения его в бензобаке автомобиля. Согласно ОКВЭД 'розничная торговля моторным топливом стационарными АЗС', 'хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки' являются самостоятельными видами деятельности, они указаны в Классификаторе в разных разделах. При этом в Классификаторе специально указано, что продажа моторного топлива на АЗС не включает в качестве составляющей деятельность по хранению нефтепродуктов. 3. Согласно пункту 2 статьи 2 Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены Постановлением Правительства РФ ? 1371 от 24.11.98 г.). В соответствии с указанными Правилами организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца. Ведение государственного реестра, разработку и утверждение требований по регистрации объектов в государственном реестре, проведение методических и технических разработок, возложено на Федеральный горный и промышленный надзор России (ныне Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору). Госгортехнадзор России Письмом ? АС-04-35/189 от 19.03.2003 г. ('Об отнесении АЗС и ПЗС к категории опасных производственных объектов') дал разъяснение о том, что АЗС и ПЗС не относятся к опасным производственным объектам, указав следующее: 'В целях оказания методической помощи по вопросам идентификации объектов Госгортехнадзором России разработан 'Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в Государственном реестре, АЗС и ПЗС, осуществляющие деятельность по реализации продуктов переработки нефти, не определены данным перечнем в качестве опасных производственных объектов'. При этом с момента разъяснения положений Закона компетентным органом в данный Закон не вносились изменения, касающиеся критериев отнесения объектов к опасным производственным. 4. Согласно статье 8 Закона, разделам III, IV Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (утверждены Постановлением Госгортехнадзора России ? 61-А от 18.10.02 г.) к проектированию, строительству, введению в эксплуатацию опасного производственного объекта предъявляются особые требования. Проектная документация подлежит экспертизе промышленной безопасности в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (утверждены Постановлением Госгортехнадзора России ? 64 от 06.11.98 г.). Обязательным условием принятия решения о начале строительства опасного производственного объекта является наличие утвержденного положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации. В процессе строительства опасных производственных объектов осуществляется авторский надзор за соблюдением проектных решений. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию АЗС обеспечение мер промышленной безопасности как к опасному производственному объекту законодательством не регулируется (в том числе не требуется проведения экспертизы промышленной безопасности). Вместе с тем, в соответствии с подпунктом г) пункта 4 Положения для получения лицензии на деятельность по эксплуатации пожароопасного производственного объекта соискатель обязан представить в лицензирующий орган акт приемки опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности. Данное нормативное (обязательное) требование в отношении АЗС невыполнимо, поскольку строительство АЗС никогда не осуществлялось по правилам, установленным для строительства опасных производственных объектов в силу того, что АЗС таковым не является. 5. В отношении АЗС невыполнимо также требование абзаца 11 пункта 1 статьи 9 Закона, согласно которому организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц. В силу специфики эксплуатации АЗС (размещение непосредственно в городской застройке, свободный доступ на территорию, постоянное присутствие посетителей, самостоятельная заправка автомобиля топливом его владельцем, наличие магазинов, кафе и т.п.), АЗС не может попасть по этим основаниям под регулирующее действие Закона. В противном случае (то есть в случае признания АЗС опасным производственным объектом) все АЗС страны должны быть просто закрыты в силу упомянутой нормы Закона. 6. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила промышленной безопасности ведения работ на опасном производственном объекте. В отношении АЗС соответствующих Правил промышленной безопасности (как для опасного производственного объекта), не установлено. Вместе с тем, это исключено, если объект является опасным производственным. По всем тем объектам, которые действительно относятся к опасным производственным, соответствующие Правила утверждены. При этом в Правилах промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов (утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ ? 33 от 20.05.03 г.) прямо указано, что они не распространяются на отдельно стоящие АЗС. Применительно к АЗС действуют НБП 111-98* 'Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности', установленные в отношении обычного, а не опасного производственного объекта. 7. Моторное топливо, реализуемое через АЗС, не является тем опасным веществом, характерные признаки которого определены в Законе в качестве критерия отнесения объекта к опасному производственному (Приложение 1). Согласно подпункту в) пункта 1 Приложения 1 к Закону к опасным веществам отнесены горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. По правилам русского языка союз 'а также' выражает присоединение, добавление, присоединяет однородный член предложения, который является добавочным. Союз 'а также' употребляется, когда имеют место обе характеристики (говорит на английском, а также на немецком). Из буквального прочтения текста Приложения 1 к Закону следует, что жидкость признается опасным веществом при условии, когда она отвечает обоим приведенным критериям: способна и самовозгораться, и возгораться от источника зажигания. Вместе с тем, в условиях нахождения на АЗС моторное топливо не способно самовозгораться. Таким образом, по формулировке Закона отсутствует одно из необходимых условий отнесения его к опасному веществу. Поскольку Положение является подзаконным актом, оно не должно противоречить Закону. Несмотря на то, что в Положении (подпункт а) пункта 1) употребляются иные термины, в приведенных в Приложении 2 к Правилам пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03, утверждены Приказом МЧС России ? 313 от 18.06.03 г.) критериях отнесения жидкостей к воспламеняющимся и горючим речь также идет о способности жидкости вспыхивать (самовозгораться) при определенной температуре в закрытом тигле. 8. Законодатель определил свою позицию в отношении 'опасности' эксплуатации АЗС, исключив данный вид деятельности из числа лицензируемых. При этом исключение отдельных видов деятельности из числа лицензируемых, в том числе такого вида деятельности, как 'эксплуатация АЗС', было обусловлено неоправданным и чрезмерным (по мнению законодателя) установлением контроля за теми сферами деятельности, которые в действительности не представляют опасности жизненно важным интересам личности и общества. На основании изложенного АЗС не являются (не могут быть признаны) пожароопасными производственными объектами, поэтому деятельность по эксплуатации АЗС не подлежит лицензированию.
Комментарии