Конфереция

Интервью: Григорий Сергиенко

исполнительный директор Российского топливного союза "Государство остается заложником нефтяной отрасли" - Почему ВИНК стали активно развивать розничные сбытовые сети? - Вопрос развития сетей АЗС стал актуальным для ВИНК после 1998 года. До этого они в основном делили добывающие активы, потом нефтепереработку. Завладев большинством НПЗ, они стали создавать сбытовые сети внутри России. Такие действия подталкивались и экспортной невостребованностью нефтепродуктов, производимых на отечественных НПЗ, из-за их низкого качества. До этого развитие розничных сетей АЗС было в основном проблемой местных властей. Когда нефтяные компании стали интересоваться этим рынком, многие региональные власти полностью или на паритетных началах начали отдавать им сети АЗС бывшего Госкомнефтепродукта СССР и тем самым способствовали формированию региональных монополий. Производители нефтепродуктов быстро получили возможность влияния на независимый сектор АЗС, диктуя нефтетрейдерам свои условия поставок топлива. Таким образом, часть сетей, особенно мелких, оказались в экономически невыгодных условиях, и начался передел рынка. Сети продавались нефтяным компаниям или сливались между собой в более крупные, стали активно использоваться системы франчайзинга и джоббинга. Сейчас развитие сетей АЗС идет более медленными темпами, в основном за счет покупки уже существующих компаний. Налицо тенденция к укрупнению сетей АЗС. Когда начинался рыночный этап розничной торговли нефтепродуктами, только в Москве было свыше 250 компаний-владельцев сетей. Сейчас их насчитывается менее 130, и многие из них уже аффилированы друг с другом. Передел рынка идет за счет того, что ВИНК теперь уже покупают крупные фирмы, которые образовались в результате слияний. - То есть в итоге все сети АЗС перейдут к ВИНК? - Именно такая тенденция развивается в последние пять лет. Независимые представители розничного сектора уже информировали ФАС об обострении этой проблемы. Пока антимонопольное ведомство готовит закон, ограничивающий монополизм, Россия уже фактически поделена на сферы влияния нефтяных компаний в зависимости от близости региона к принадлежащим им НПЗ. В создавшихся в России условиях ограничить влияние монополизма можно путем взаимного перераспределения товарных потоков нефтепродуктов на основе договоренности самих нефтяных компаний или радикальных структурных изменений в нефтяной отрасли. Наверное, только образованием самостоятельных рыночных сфер в добыче нефти, ее переработке и сбыте нефтепродуктов в нефтедобывающей стране можно объективно формировать цены на моторное топливо. Иначе государство так и будет оставаться заложником нефтяной отрасли, как это сейчас и подтверждается его вынужденными попытками воздействовать на происходящие процессы. Альтернатива этому - государственное регулирование. Когда все, от добычи до реализации и экспорта, принадлежит государству. Однако к таким радикальным мерам никто не готов. Америка, кстати, тоже в свое время пришла к пониманию того, что монополизм - это плохо, и нефтяные компании стали разделять насильно. В Англии на небольшой территории стоят рядом два НПЗ, принадлежащие разным компаниям, два нефтехранилища. В этом случае транспортная составляющая не играет никакой роли, и они могут конкурировать на равных условиях. А у нас, к примеру, на Черноморском побережье есть Туапсинский НПЗ. При ограничении объемов отпуска нефтепродуктов местные независимые владельцы АЗС могут найти им альтернативу только на башкирских НПЗ. Но это невыгодно, так как добавляет порядка 1300 рублей транспортных издержек на тонну. Как можно конкурировать в таких условиях? ФАС грозится привлекать ВИНК к ответственности за ценовые сговоры. Но о каких сговорах может идти речь, если сейчас в большинстве регионов доминирует всего одна или в лучшем случае две нефтяные компании, причем доминируют серьезно, их сфера влияния доходит до 80% рынка. ФАС предлагает в новой редакции закона сначала объявить порог доминирования 50%, потом снизить его до 35%. Можно, конечно, заставить ВИНК продать часть своих АЗС, но цены будет диктовать все равно она, ведь ближайший к региону доминирования НПЗ принадлежит ей. - Повышается ли качество обслуживания на АЗС в таких условиях? - Когда с приходом ВИНК конкуренция на этом рынке начала расти, владельцы АЗС стали более предметно присматриваться к зарубежному опыту. В Москве примером для всех была компания ВР, которая изначально стала строить целые автозаправочные комплексы с дополнительными услугами, добиваясь выделения участков именно под них. Сейчас все крупные компании развивают сопутствующую сферу, но нельзя сказать, что такими уж большими темпами. Развитие сопутствующей сферы определятся экономическими приоритетами. У нас очень мало хороших дорог, интенсивность движения транспорта по ним незначительная, доходность реализации самого топлива является еще достаточно приемлемой. Кроме того, менталитет и доходы российских автовладельцев пока не позволяют им широко пользоваться всеми предлагаемыми услугами. Конечно, в перспективе этот процесс будет развиваться, и наши АЗС будут все больше соответствовать европейскому уровню. Помимо качества дополнительных услуг владельцам АЗС необходимо повышать требования и к качеству реализуемого топлива. Технологии нефтепереработки, которые создавались еще в советские времена, используются и сейчас. Модернизация НПЗ нефтяными компаниями производится медленно и разнопланово. В силу экономических причин значительной остается доля контрафактного автомобильного бензина. - Есть ли на рынке тенденция к отказу крупных нефтяных компаний от договоров франчайзинга? - Это зависит от договорной политики конкретной нефтяной компании и ее возможностей по поставкам топлива в данный регион. Например, "Татнефть" в Москве вообще не использует систему франчайзинга, у нее такая политика. У ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, "Сибнефти" много партнеров по франчайзингу, ТНК-ВР кроме франчайзинговых схем применяет еще и джобберские взаимоотношения - в Московском регионе они отдали свои АЗС в управление специализированной компании "Магистраль-А". В Москве есть крупные сети АЗС, которые на условиях франчайзинга работают с несколькими компаниями. У одних нефтяных компаний количество франчайзеров может уменьшаться, у других - увеличиваться. Инициатива по прекращению таких договоров может принадлежать обеим сторонам. К примеру, в Москве были периоды, когда ЛУКОЙЛ предъявлял своим партнерам более жесткие договорные условия франчайзинга - в этом случае независимые владельцы АЗС переходили к ТНК, ЮКОСу или "Сибнефти", у которых были более либеральные условия. Просто франчайзеры ищут взаимовыгодное сотрудничество. К сожалению, такие условия выбора отсутствуют в абсолютном большинстве регионов России.
Комментарии