Тезисы о виновности правительства мэр неоднократно повторял во время своего выступления. Пафос его речи напоминал нам Юрия Михайловича времен выборов в Госдуму 1999 года. Но, видимо, памятуя о тех неблагодарных временах, мэр дал четко понять, что у него полностью отсутствуют какие-либо президентские и мэрские амбиции. Т.е. этакая критика на общественных началах, но с ленинским жаром и ленинскими цитатами. Цитирование Ленина и критика правительственных программ наводили на мысль о Ленине и известном бревне.
Точнее, о соломинке в глазу правительства и о бревне в своем, которое не видно.
Ну в самом деле. Не человеку же, возглавляющему правительство Москвы, проводящему разрушительную для промышленности Москвы политику, критиковать других!
Оставим в стороне успехи флагмана московской промышленности - 'Интеко', возглавляемое супругой мэра, и близкую к Москве 'Систему'. И что получим?
Разрушен АЗЛК. Строительство домов на месте ЗИЛа. Обрушение 'Трансвааль-парка'. Символично, что даже храм Христа Спасителя, возведенный по московским нормам, дал течь. Сейчас же все силы брошены на уничтожение крупнейшего поставщика топлива в московский регион - Московского нефтеперерабатывающего завода. Он находится на грани остановки.
Его счета арестованы по иску налоговиков. Завод обвиняется в неуплате налогов в размере $135 млн.
Знаменитый завод в Капотне, гигант и гордость российской нефтеперерабатывающей промышленности был передан правительству Москвы по указу президента Б. Ельцина в 1997 г. Именно мэр был инициатором перевода федерального флагмана нефтепереработки в собственность московского правительства.
После длинной череды смены названий и преобразований Московский НПЗ теперь входит в холдинг 'Московская нефтегазовая компания' (МНГК). На новый нефтяной холдинг - Московскую нефтегазовую компанию - возложена ответственная роль, так как, по замыслу мэра Москвы Ю.М. Лужкова, именно она должна обеспечить топливную безопасность города. Не получилось!
Сегодня МНГК - монстр, раздираемый внутренними противоречиями, пожирающий себя и завод. Ведь им руководит Ш.Чигиринский. По совместительству председатель совета директоров завода и хозяин Sibir Energy. И МНГК и Sibir Energy перерабатывают нефть на МНПЗ, и в их интересах платить за переработку как можно меньше (что и делается). Стоимость переработки на МНПЗ невероятно низка (около 400 рублей за тонну нефти). На других заводах эта цифра достигает 1000 рублей.
Но даже внутри МНГК Чигиринскому интереснее увести деньги из полумуниципальной компании МНГК в полностью свою Sibir Energy, что и делается. Своя рука владыка! Правда, недоплата заводу и как следствие недополучение им прибыли привели к тому, что завод не сможет заплатить дивиденды по привилегированным акциям, и они станут голосующими. Таким образом, бывшая госсобственность из полумуниципальной перейдет в частные руки 'Сибнефти'. Москва потеряет контроль над заводом. Т.е. декларируемые Лужковым цели при создании ЦТК полностью провалились. Ну а что же ближайший заместитель Чигиринского, другой государственник и экс-кандидат в президенты РФ - г-н Е.Савостьянов? Почему он упустил стратегическую ситуацию? Видимо, его больше интересует судьба сына, занятого релизацией газа, вырабатываемого на заводе.
Ну а что же завод?
Судя по всему, 2004 год впервые в своей истории МНПЗ закончил с отрицательным балансом.
Кроме астрономических долгов завода отечественным налоговым органам, которые превышают $135 млн., у завода имеются долги иностранным компаниям, бывшим партнерам в сумме половины миллиарда долларов США.
Каким же образом получилось, что МНК, а с ней и завод перешли в частные руки?
Как сообщает RBC Daily, по состоянию на начало 2005 года 51% голосующих акций МНПЗ принадлежал Центральной топливной компании, которая в свою очередь входит в Московскую нефтегазовую компанию, где доля правительства Москвы составляет 55%, а британской компании Sibir Energy - 45%. Еще 38,5% акций МНПЗ принадлежит 'Сибнефти', и около 8% - 'Татнефти'.
И если это именно так, то государственная собственность переместилась в частные руки. Самым крупным владельцем акций МНПЗ в настоящее время является Шалва Чигиринский, которому принадлежит британская Sibir Energy. Это известная личность в бизнес-кругах Москвы. Именно Шалве Чигиринскому, хозяину компании 'СТ-Девелопмент' предоставлена возможность вести строительство на месте гостиницы 'Россия'. (Что, впрочем, очевидно, будет темой других скандалов и исков.)
Обычно Чигиринского называют известным антикваром. Его первым удачным бизнесом, на котором сделано состояние, была торговля антиквариатом в начале 90-х. Шалва Чигиринский с самого начала своей карьеры - смелый и удачливый бизнесмен. За 51% лучшего российского НПЗ Чигиринский внес компанию с малыми запасами нефти под названием 'Магма' и другую компанию, с крупными запасами - 'Сибнефть-Югра'. Он сделал 'сильный ход', потому как во второй компании ему принадлежит всего 1%, но он сумел внести всю компанию. Кого из известных литературных персонажей напоминает нам эта фигура, пусть читатель решает сам.
До сих пор самым удивительным обстоятельством в биографии Шалвы Чигиринского остается везение. Он умеет оставаться в тени, не попадает на страницы журнала 'Форбс', не имеет скандальной репутации. По размаху ведения дел еще в 90-е его сравнивали с Михаилом Ходорковским. Но в отличие от своего менее удачливого современника, коллеги и конкурента по бизнесу, у Чигиринского сильные позиции - он строит новые гостиницы напротив Кремля и продолжает увеличивать свои капиталы.
Следовательно, владелец нашего Московского НПЗ - антиквар по первой профессии и девелопер в настоящее время по основному занятию. Владельцу не обязательно быть специалистом в области нефтепереработки. Ему важно иметь поддержку у московского руководства. И он ее имеет! Но и он платит полной монетой. Ведь именно при нем из состава завода был выведен в ООО новейший комплекс по выпуску полипропилена стоимостью 200 млн. долларов и построенный на деньги завода. Теперь он обслуживает интересы 'Интеко'.
Шалва Чигиринский возглавил ЦТК в 2001 г. Именно тогда резко изменился вектор развития бывшего государственного промышленного гиганта, Московского НПЗ.
Все напасти, которые свалились сегодня на бывшего флагмана российской нефтепереработки, были заложены в самом начале, когда ЦТК возглавил Чигиринский.
Московское правительство в 1997 году получило не просто завод, оно получило современное предприятие, включенное в мировой бизнес. МНПЗ в этот момент был звеном в сложной цепи налаженного производства и распространения нефтепродуктов. Среди прочих его партнерами были две фирмы американского бизнесмена Т.Сапира. Это 'Джой-Лад' (контракт о поставке нефтепродуктов сроком на 10 лет) и 'Файбер' (строительство под ключ комплекса по переработке полипропилена в изделия). При этом с фирмой 'Джой-Лад' уже был реализован аналогичный долгосрочный контракт - с 1992 по 1994 год. Средства от продажи нефтепродуктов позволили МНПЗ построить в те годы высокотехнологичный комплекс по производству полипропилена. Следующий контракт был его логическим и технологическим продолжением.
Партнерство было уже проверено временем, и пока акционерами МНПЗ не стало правительство Москвы, сотрудничество было полезным и прибыльным для обеих сторон. С приходом новой администрации поставки замедлились, объемы уменьшились. А с 1998 года вообще прекратились.
Соблюдение прежних договоренностей не соответствовало, как стало ясно довольно быстро, новым целям и задачам предприятия, а главное - целям его нового руководства. Новая дирекция, заступившая позже, посчитала МНПЗ полностью своей вотчиной, своей частной собственностью. И у них нашлись новые партнеры. До 2002 г. переговоры с иностранными фирмами шли в вялотекущем режиме. Новое руководство перешло в наступление и подало на бывших партнеров иск в арбитражный суд. Новая администрация продемонстрировала юридическую некомпетентность, вызывая улыбки у бывалых юристов. Контракт 1995 года бесконечно оспаривается. То его объявляют незаключенным, то недействительным. Истцами выступают то бывшие акционеры, то прокуратура, то псевдоакционеры, то позднее прибывшие акционеры МНПЗ. Наиболее вызывающим было заявление о том, что фирма 'Джой-Лад' не перечисляла деньги. Поскольку система валютно-экспортного контроля поставлена у нас основательно, отследить через уполномоченные банки поступление 200 млн. долларов США не составило труда.
За прошедшие два года американские компании выиграли суды в девяти различных инстанциях. И после многочисленных безуспешных попыток договориться компания 'Джой-Лад' обратилась в Международный арбитражный трибунал в Стокгольме. Контракт с 'Джой-Лад' подчиняется по своим условиям шведскому материальному праву. Хотя и предпринимаются отчаянные попытки объявить его недействительным по праву российскому.
Нет такого органа на сегодняшний день, который посмел бы хотя бы отчасти проконтролировать деятельность владельцев государственных сокровищ, в данном случае - правительства Москвы. Своих они не боятся, в своем отечестве они полные хозяева, неподконтрольны, неподотчетны до поры до времени. Да и что контролировать мэра. Он на виду. И на виду плоды его деятельности. Это верхние строчки журнала 'Форбс' с именем его жены и крупные личные владения Шалвы Чигиринского.
Славящийся своей рачительностью московский мэр действительно достиг высоких результатов. Владелица 'Интеко' попала впервые в истории России в первые строки списка богатых людей мира в журнале 'Форбс'. Это реальное достижение! Впервые в нашей истории.
За годы управления команды Чигиринского на заводе последовательно проводится политика свертывания или сокращения высокотехнологичного производства.
Заводу давно уже некогда заниматься ростом производственных объемов. Завод занимается судебными процессами. Дело хлопотное, оно занимает много времени и средств. Новая, теперешняя администрация судится почти со всеми, с кем завод имел дело. Всех обманули, разорвали договоры в одностороннем порядке, не сдержали обещаний, изменили планы в соответствии с новыми задачами и целями.
Количество процессов исчисляется десятками. Суммы, потраченные на судопроизводство, на юридические услуги, на экспертизы специалистов, зашкаливают за несколько миллионов долларов США. МНПЗ теперь вполне уже может менять профиль еще раз. В таком состоянии он похож скорее на большую юридическую контору, чем на завод по переработке нефти. Хотя последнее все-таки считается более выгодным занятием.
Заводу дали, по словам Шалвы Чигиринского в газете 'Коммерсант' (22 марта 2005, ?49, стр.13), целый месяц на достижение договоренности с налоговиками. И если даже завод решит эту насущную на сегодня проблему, но при этом останется прежняя администрация и сохранится прежний курс - на личное обогащение, будущее МНПЗ остается весьма неопределенным. И это положение не изменится до тех пор, пока на руководящем посту останется крупный бизнесмен, для которого смысл жизни - в личном обогащении, без всякого понятия о социальной ответственности крупного бизнеса.
Очевидный факт - нежелание выполнять прежние договоренности, отказ в одностороннем порядке от принятых ранее деловых обязательств новая администрация МНПЗ стремится облечь в некую юридическую форму, которая позволила бы скрыть их намерения. Это не административный просчет, это не ошибки неумелого менеджмента. Это начавшееся еще в 1997 г. планомерное разрушение промышленного гиганта изнутри. С точки зрения государственной - деяние преступное. Преступление перестало быть тайным, так как вышло на международную арену.
В ходе разбора обстоятельств дела, в ходе его предварительного рассмотрения в Стокгольме представители завода (тогда МНК и ЦТК) не раз заявляли, что этот процесс направлен против интересов страны. Такие заявления не бывают случайными.
Московские руководители, очевидно, решили перевести спор двух хозяйствующих субъектов (МНПЗ и 'Джой-Лад') в плоскость политическую и повесить ответственность за свое неумение руководить производством в интересах производства, а не своих личных, на федеральную власть.
Лукавит, похоже, Юрий Михайлович об отсутствии президентских амбиций. Мощный подарок готовит он правительству. Ведь решение Стокгольмского арбитража обязательно для России, согласно Нью-Йоркской конвенции, подписанной нашей страной. Также очевидно, что исполнять решение международного арбитража в Москве не собираются и говорят об этом в открытую, в том числе и на переговорах с президентом американской компании. Недаром уже три года идут непрекращающиеся суды. Правда, все попытки признать контракт недействительным терпят фиаско, в том числе и в московских судах. Вот так становится все более очевидным, что не исполняя решения международных арбитражей, ответственность за это московские акционеры будут перекладывать на федеральные власти, раздувая новый международный скандал из спора хозяйствующих субъектов, один из которых под крылом московского правительства нарушает международные нормы торговли.
Комментарии