Конфереция

В недра

Правительство решило не всех иностранцев допустить к разработке стратегических месторождений Вчера кабинет министров наконец решил сменить продержавшийся чуть более 10 лет старый Закон "О недрах". Существующее законодательство не устраивало ни государство, ни инвесторов. Государство не имело реальных рычагов, обеспечивающих государственные интересы при разработке месторождений. Инвесторы же были недовольны рисками при проведении геолого-разведочных работ, приводящими к сокращению таких работ и уменьшению прироста запасов полезных ископаемых. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев отметил, что в 2004 году при добыче нефти порядка 400 миллионов тонн прирост запасов составил лишь 300 миллионов тонн. Кроме того, высоки риски недропользователей при нарушении лицензионных соглашений. В законодательстве определено, что лицензии могут изыматься за нарушение, но степень нарушения не определена и позволяет чиновникам трактовать его, как захочется. Не предусматривается существующим Законом и возможность свободного распоряжения правом пользования недрами, в частности, передача объектов недропользования третьим лицам затруднена административными барьерами. "За годы действия Закона о недрах разрушена система эффективного управления государством в сфере недропользования", - сделал вывод Трутнев. После таких аргументов вряд ли кто-то из членов правительства дал бы нелестную оценку разработанному в ведомстве Трутнева законопроекту. Иначе как "добротным и четко сформулированным документом" его никто так и не решился назвать. Тем не менее правительство решило, что еще есть время для его усовершенствования, и отправило законопроект на доработку, правда, предварительно одобрив. Несмотря на ряд нововведений, представленный МПР России документ вызвал минимальное количество замечаний. Согласно новому проекту, к примеру, единственным способом получения участка с полезными ископаемыми для компаний станет аукцион. Эта мера, согласно задумке чиновников, позволит исключить возможности для произвола чиновников, распределяющих участки недр в ходе специальных конкурсов. Правда, в случае, если на участок с полезными ископаемыми будет претендовать только одна компания, она сможет получить его без аукциона. Впрочем, предусмотрен и еще один способ получения участка без прохождения через аукционную систему в случае, если компания вложила средства в поиск и разведку полезных ископаемых. Но главное нововведение в следующем: право осуществления недропользования будет предоставлено только гражданам России и юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством нашей страны. Аргументы в поддержку такой позиции Трутнев выбрал не менее значительные. "Это приведет к необходимости регистрации иностранными компаниями своих дочерних структур в России в соответствии с российским законодательством", - разъяснил министр. Новая редакция закона предполагает, что недра и находящиеся в них полезные ископаемые находятся в федеральной собственности. "Это позволит снизить административные барьеры, перейти к работе над среднесрочными и долгосрочными программами по изучению и восполнению полезных ископаемых", - отметил министр. Кроме того, предполагается переход на гражданско-правовые отношения в недропользовании. Законопроект предусматривает прекращение прав разработчиков на месторождения только в судебном порядке, и лишь по трем основаниям может быть расторгнут договор о недропользовании. Таковыми могут стать нарушения сроков ввода месторождений в разработку, неуплата недропользователем разовых платежей и несоответствие предприятия требованиям аукциона, который оно ранее выиграло. В остальных случаях, в том числе при экологических нарушениях, законом предусматриваются экономические санкции, сказал министр. В проекте закона "О недрах" у государства сохраняется исключительное право по использованию стратегических полезных ископаемых. Речь прежде всего идет "о праве первоочередного выкупа этой продукции - драгоценных камней, драгоценных металлов и некоторых видов углеводородов". По словам министра, на сегодняшний день насчитывается 29 видов стратегических полезных ископаемых. - Вы можете оценить инвестиции, необходимые для разработки минерально-сырьевой базы? - поинтересовался министр финансов Алексей Кудрин, который любые проекты воспринимает лишь через призму цифр. - В 2,5 триллиона рублей, - ответил Трутнев. - Вы считаете, что эту сумму можно изыскать без участия иностранных компаний? - не отставал главный финансист, пытаясь отстоять права иностранных инвесторов, которых МПР предлагает не допускать к аукционам на право разработки стратегических месторождений. По мнению Трутнева, отечественный инвестиционный спрос на разработку стратегических месторождений вполне достаточный. "Даже если бы мы вообще ограничили участие иностранного капитала в разработке месторождений, имеющих стратегическое значение, у отечественных инвесторов есть более чем достаточный спрос", - убедительно заметил он. Кроме того, МПР, видимо, исходит из того, что сейчас в перечень стратегических месторождений, который определяет правительство, входят лишь шесть из 250 российских месторождений. При этом уже в 2006 году этот список сократится до 2-3 месторождений. "К 2007-2008 годам будет уже нечего включать в перечень стратегических месторождений, так как крупных разведанных месторождений, имеющих стратегическое значение, больше не будет", - сказал Трутнев. Но министр финансов никак не мог понять, в чем смысл целесообразности ограничения иностранцев по участию в организациях, которые ведут разработку недр. Министр природных ресурсов решил уйти от прямого ответа и лишь высказал, видимо, как мысль вслух недоумение, "почему Россия должна уважать себя меньше, чем США, где подобное ограничение действует уже давно". В качестве примера Трутнев привел Удоканское медно-рудное месторождение, включенное в перечень стратегических месторождений, которое будет выставлено на аукцион в 2005 году. "У нас есть несколько обращений глав регионов, которые считают нецелесообразным отдавать Удокан без понимания необходимости использования его для нужд российской промышленности. Мы считаем эти предложения обоснованными, - сказал Трутнев. - Удокан - это медная руда, которую можно вывозить в необработанном виде за рубеж, либо она может составить основу для отечественной промышленности". И убедил. Правда, только премьера, но министр финансов предпочел в спор больше не вступать. Правда, чуть позже Трутнев пояснил, что иностранные компании, не владеющие контрольным пакетом акций, могут быть допущены даже к разработке стратегических сырьевых месторождений в России. "Как миноритарные партнеры, иностранцы имеют право принимать участие в разработке стратегических месторождений, - сказал министр. - Право правительства - определять стратегические месторождения, на которых нормы допуска будут гораздо более жесткими: иностранные инвесторы не могут принять участие в торгах, если их доля в компании больше 49%, то есть это должно быть только миноритарное участие".
Комментарии