Конфереция

Строительство АЗС в Петербурге - дело убыточное?

Санкт-Петербург догоняет столицу по количеству автозаправочных станций. Однако до размеров самой Москвы нам, увы, далеко. Сегодня в городе и пригородной черте - 284 АЗС, тогда как в Москве - 680. В ближайшем будущем, когда достроят КАД, крупный транзитный транспорт будет заправляться на станциях, расположенных рядом с трассами. Горожане-автолюбители предпочтут центральному району АЗС у своего дома - благо широко разветвленная сеть автозаправок различных нефтетрейдеров позволяет это делать. АЗС в центральных частях Петербурга станут нерентабельными. Этими и другими малоутешительными прогнозами поделился президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.
Так, к концу 2005 - началу 2006 годов, по прогнозам аналитиков Нефтяного клуба, количество АЗС в Петербурге и его пригородах вырастет до 346 автозаправок. Из-за суммарного увеличения их количества снизится среднесуточная прокачка топлива: если сейчас на одной среднестатической АЗС города прокачивается до 12-15 тысяч литров за сутки, то в будущем на некоторых АЗС упадет до 10 тысяч литров.
Часть прибыли у петербургских топливных операторов заберет компания "Лукойл" - при условии, что ей удастся построить АЗС на тех 30 земельных наделах, которые она выиграла на торгах 10 марта. Если сейчас в распоряжении "Лукойла" находится 52 автозаправки, то через два года их количество увеличится чуть ли не двое - до 89 АЗС. При таком раскладе "Лукойл" потеснит нынешнего лидера топливного рынка Петербурга - ПТК, у которой уже сейчас 72 АЗС.
-Как горожанин, я бы вообще предпочел, чтобы строительство АЗС прекратилось. Например, рядом с моим домом находится пять автозаправок, хотя заправляюсь я только на одной, - говорит Олег Ашихмин.
Однако, как председатель Нефтяного клуба, Ашихмин желал бы, чтобы администрация Петербурга разработала для нефтетрейдеров некую концепцию развития сети автозаправок до 2020-го года с обозначением "пятен" под строительство АЗС - чтобы топливные операторы могли понять, когда строительство АЗС окончательно станет нерентабельным, и вовремя "переключиться" на другие виды бизнеса.
Пока же, по мнению Олега Ашихмина, "администрация ведет себя непорядочно", работая лишь на одну компанию - "Лукойл", в то время как петербургские операторы пошли властям навстречу в выплате акцизов на топливо. Так, в 2004-м году поступления в бюджет Петербурга от уплаты акцизов на нефтепродукты увеличились в 2,5 раза. В городскую казну поступило 1,8 миллиарда рублей акцизов, что превысило годовой план по сбору почти на 13 процентов. Сегодня акцизы на нефтепродукты в городской бюджет платят 18 организаций. Рейтинг активных акцизоплательщиков возглавляет ПТК, за ней идет "Несте", тройку лидеров замыкает "Лукойл".
Примечательно, что уплату акцизов в бюджет Петербурга сделали одним из обязательных условий предоставления земельных участков под строительство автозаправочных станций. - так, по крайне мере, сообщает пресс-служба комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации. Стало быть, в скором будущем, "Лукойл", как активный участник торгов под АЗС, должен всенепременно вырваться вперед по уплате акцизов и принести городской казне большие деньги. И тем самым компенсировать казне убытки, которые город понес, продав "Лукойлу" "по дешевке" 30 лакомых кусков земли.
По мнению Олега Ашихмина, вопреки уверениям ГУ "Фонд имущества Санкт-Петерубрга" о том, что единым лотом продавались как высокорентабельные, так и низкорентабельные участки, на 30 проданных участков под АЗС приходится лишь один - на Канонерском острове, прокачка на котором не поднялась бы выше 2,5 тысяч литров в сутки. Цена же по остальным участкам, если бы их продавали по отдельности, а не "пачкой", могла бы вырасти до 1 миллиона долларов за каждый. То есть город за все 30 участков мог бы получить порядка 30 миллионов долларов, тогда как на минувших торгах "Лукойл" их получил за 10 миллионов 279 тысяч 560 долларов.
Раздосадованные нехозяйственным отношением города к земельным участкам, нефтетрейдеры пригрозили "пересмотреть" свои взгляды на выплаты акцизов. Однако пока никаких конкретных действий в этом отношении нефтетрейдерами предпринято не было.
Кроме неутешительного прогноза о том, что сбалансированный ранее топливный рынок Петербурга с покупкой "Лукойлом" 30 участков всенепременно будет монополизирован, Олег Ашихмин поделился печальной вестью об увеличении цен на бензин этой весной. Это подорожание связано не с укреплением позиций "Лукойла" на петербургском рынке, а с закрытием на реконструкцию ряда заводов, снабжавших петербургских топливных операторов светлыми нефтепродуктами.
В последней декаде марта закрывается на ремонт Киришский завод, за ним закроются на плановый ремонт Московский и Ярославкий заводы. С мая месяца Киришский завод сократит переработку газового конденсата с 60 тысяч до 20 тысяч тонн, что всенепременно скажется на рынке светлых нефтепродуктов.
Комментарии