Оксана ПОПОВА
Для чего нужна городская экономическая политика? Известно для чего: чтобы город процветал! Но что такое город? И вот здесь мнения расходятся...
Есть, например, мнение, что город - это прежде всего горожане, а равно всё, что так или иначе их окружает. Но есть и иное, не менее авторитетное мнение, согласно которому город - это прежде всего городское начальство и все, кто так или иначе его обслуживает и ублажает.
И, судя по всему, второй подход - более современный, более, так сказать, экономически обоснованный, потому что именно он, как можно заметить, взят за основу нынешними евростандартно мыслящими отцами и матерями нашего беспокойного муниципального хозяйства.
Ах, оставьте!..
Правда, официально эта новаторская доктрина - "Об экономическом примате начальства над всем сущим" - нигде пока не сформулирована. Ее приходится тщательно вышелушивать из разрозненных слов и дел, которыми плотно усеяно и продолжает непрерывно устилаться административное поприще Санкт-Петербурга.
Более того, официально - вероятно, по нелепой инерции - все еще декларируется нечто экономически наивное, почти курьезное, такое, что серьезным людям и повторять-то вряд ли стоит - засмеют еще! Притом свои же...
Например, есть вот такая неосторожная фигура речи: "Административные барьеры, мешающие приходу в наш город российских и зарубежных компаний, многолетнее покровительство отдельным фирмам создали нездоровые условия для местного бизнеса, ослабив его конкурентоспособность. Самое главное, самое принципиальное - создать внятные, прозрачные, предсказуемые правила игры, равные для всех" (из Послания губернатора В.И. Матвиенко Законодательному собранию СПб 2004 года).
Или вот еще пример архаического, заведомо недальновидного высокопоставленного благодушия: "Приоритетной задачей мы считаем всемерную поддержку малого и среднего бизнеса, создание среднего класса в обществе. Именно здесь могут решаться ключевые проблемы экономики: насыщение рынка продовольственными и промышленными товарами, развитие свободной конкуренции в сфере производства товаров и услуг, в торговле и на транспорте" (из того же Послания).
Ну вот, сказала все это милейшая Валентина Ивановна. А спрашивается, зачем? Чтобы теперь любой обыватель, не понимающий языка высоких номенклатурных метафор, носился с вытаращенными глазами по городу и тыкал прохожим в физиономии эти трогательные выдержки из благовестного Послания, крича в исступлении: "Сличайте, сличайте!"?..
Не лучше ли было сразу сказать то, что сказать следовало. А именно, что городу хорошо только то, что хорошо градоначальству. А все, что сверх того, - то от лукавого! А что не от лукавого - то от губернатора! И далее составить исчерпывающий список всего этого, которое губернаторово...
Ловись, бизнес, большой и маленький!
А так приходится составлять этот стратегический перечень самим, рискуя ошибиться, чего-то недоучесть, где-то обсчитаться в порядках цифр и т.д. Одним словом, полагаться на интуицию более, чем на знание.
Вот, например, с "Лукойлом" - чисто интуитивно, разумеется! - все было ясно еще год назад. Даже в том приснопамятном Послании к депутатам Валентина Ивановна не удержалась и резанула-таки правдой-маткой только что собственноручно сплетенное либерально-словесное кружево: "Соглашение с "Лукойлом" следует рассматривать как прецедент стратегического партнерства".
И вот, наконец, стратегический партнер Смольного получил обещанные "нефтеносные" участки городской земли. Правда, их оказалось не 60, как планировалось поначалу, а в два раза меньше. Но это не беда: остальные участки компания, по прогнозам специалистов, получит чуть позже.
"Правительство своими руками создало в городе монополию крупной нефтяной компании, - зачем-то паникует президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин, не умеющий, вероятно, мыслить по-смольнински стратегично. - Теперь у "Лукойла" есть возможность демпинга. Это приведет к тому, что остальные нефтетрейдеры просто обанкротятся. Их места купит тот же "Лукойл". В конце концов, именно он и будет диктовать цены на рынке".
Ну да Бог с ними, с мрачными кликушами! Тем более что впереди у городской администрации такие стратегические дали, выси и глубины, что аж дух захватывает: и "Балтийская жемчужина" (она же - "китайский квартал"), и "Морской фасад", и новый футбольный стадион, и объекты гостиничной инфраструктуры, и жилищный проект "Коломна"... Впрочем, обо всем этом мы уже писали.
Писали мы и о горе-злосчастии еще одних малопродвинутых - и экономически, и художественно - обитателей петербургского чрева: ларечников, которые никак не хотят смириться с тем, что их время прошло, что настала пора гипермаркетов и мегарешений, что бабушки с кошелками - это вчерашний день, а день сегодняшний - это прекрасные дамы в манто и в авто.
"Еще не состоялось ни одной комиссии, мы так и не видели обещанную адресную программу альтернативных мест, зато уже получили бумаги на демонтаж павильонов", - зачем-то расстраивается председатель Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Елена Климова, упорно не желающая покидать вчерашний день и умчаться в светлое завтра вслед за черным смольнинским лимузином. И продолжает: "Весь абсурд состоит в том, что сделать это мы должны за собственный счет, как и оплатить расторжение договора аренды с ГБР и подготовить для сдачи земельный участок. Нас заставляют накинуть самим себе петлю на шею и еще за веревочку дернуть!"
Чтобы скрасить "изжившим себя" ларечникам их одинокую гибель, прекрасные дамы прекрасного города наметили к устранению еще целый ряд оскорбительных для их высочайшего взора неблагочиний.
Только что "черную метку" от Смольного получил Хасанский рынок, на месте которого должна отныне начать разматывать свои сетевые кольца прекрасная "Лента", еще летом попросившая у городской администрации "эксклюзивное право" на аренду этой территории - разумеется, "в целях наиболее эффективного распоряжения городским имуществом в интересах Петербурга и его жителей". Вероятно, те 400 предпринимателей и их семьи, чьи павильоны будут снесены в результате строительства магазина, это не "жители Петербурга", а лишь жалкие приживалки... А ведь, по словам представителей рынка, на подготовку инфраструктуры в общей сложности было потрачено около 5 млн. долларов, а в городской бюджет ежегодно выплачивалось более 2 млн. долларов налогов и 200 тыс. долларов арендной платы. К этому можно добавить и 200 миллионов рублей в год, которые город потеряет в связи с ликвидацией остановочных павильонов.
Или вот еще один "бюджетно-стратегический парадокс". Владельцы сети магазинов "Адамант" попросили у города отдать им прилегающие территории вокруг собственных магазинов (под предлогом благоустройства) за мизерную плату и на условиях, что стоящие на этих территориях торговые павильоны отныне будут платить арендные деньги не городу, а "Адаманту". "Валентина Ивановна посчитала предложение разумным! - недоумевает Елена Климова. - Вот такая экономия бюджета!"
Но довольно бюджетных стенаний! Главное, в конце концов, не деньги, а люди. Ведь так? Конечно, так! И для них чиновники припасли парадоксы своей социально-экономической стратегии. Так, например, в ближайшее время в поисках лучшей доли отправятся по улицам и проспектам Санкт-Петербурга 200 арендаторов торговой зоны "Паритет", которую администрация Московского района решила упразднить, а ее покупателей "перепрофилировать" в "Ленты" и "О'Кеи".
Реформа городского пассажирского транспорта, проводимая в интересах нескольких крупных перевозчиков, также приведет к сокращению рабочих мест и потерям в городском бюджете. По словам перевозчиков, 75% из них будут вынуждены уйти с рынка. Исчезнут от 1,5 до 2,5 тысяч автобусов, и значит, примерно от 3 до 5 тыс. водителей останутся безработными.
В целом, по оценке руководителей Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса, в результате "нового экономического курса" городской бюджет недосчитается нескольких десятков миллионов рублей, а без работы в Петербурге останутся порядка 100 тысяч человек.
Но стоит ли мелочиться, когда речь идет не о сиюминутных пользах, а об экономической стратегии!..
Андрей КОЛОСОВ, вице-президент Ассоциации независимых перевозчиков СПб
- Чиновники лоббируют интересы крупных предприятий "Пассажиравтотранса". Им наплевать, что из-за уничтожения ряда маршрутов затраты жителей увеличатся вдвое-втрое! Кроме того, за счет того, что с лица городских дорог исчезнут маленькие автобусы, администрация хочет их заменить на большие (число которых будет гораздо меньше), - интервалы между ними увеличатся и будут составлять от 40 минут до часа.
Елена КЛИМОВА, председатель Совета Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса
- Чиновники - это люди с другой планеты, у них другой уровень жизни, машины, няньки, вряд ли они сами по магазинам ходят. И где же им думать о петербуржцах? Уровень жизни у простых граждан низкий, транспорт не ходит, а чиновники уничтожают даже ту прослойку среднего класса, которая не просит у государства денег, пополняет бюджет, кормит своих родителей, дает образование своим детям. Реформы правительства направлены на уничтожение малого бизнеса и на продвижение крупного инвестора, с которого можно получить деньги сейчас! Может, для этого и придумываются все экономические новшества нынешней власти - чтобы освободить город от людей и заселить олигархов в центре города?!
Сергей ГУЛЯЕВ, депутат ЗакСа СПб (фракция "Демократическая")
- В начале марта я был на форуме малого и среднего бизнеса, слышал выступления Грефа, Починка... И сделал вывод, что малый бизнес сегодня государству вообще не нужен. Единственная польза властям от предпринимателей - чиновничья рента, которую они вынуждены платить в виде взяток за согласования и решения вопросов. По словам бизнесменов, эта плата составляет 30% от всех расходов (в то время как еще 10% расходов - налоги). Эти люди сегодня абсолютно несвободны и крайне уязвимы, они вынуждены играть по правилам, которые устанавливает чиновник. Такое возможно только в недемократическом обществе, где бизнес не отделен от государства, а целиком от него зависим.
Комментарии