Конфереция

Мошенников ловят чистыми руками

В нынешнем году борьба властей с 'серыми' схемами на рынках алкоголя и нефтепродуктов грозит разгореться с новой силой. Причем опереться в этом деле чиновники намерены на избранных ими добросовестных предпринимателей и потребителей. Алкоголь: проверь себя сам. Летом прошлого года власти Петербурга заявили, что из 76 акцизных складов (через которые по закону должен проходить крепкий алкоголь) они оставят только 25 'честных'. Ничего не получилось: после многочисленных проверок, к неудовольствию чиновников, были закрыты лишь 12 складов. Властям так и не удалось справиться со схемами уклонения от уплаты акцизов. Как результат - план по их сбору был выполнен лишь на 70%. По оценкам комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППТ), из-за использования игроками рынка 'серых' схем город недополучил порядка 500 млн. руб. От идеи '25 складов' Смольный не отказался, и в этом году борьба с 'серым' алкоголем грозит развернуться с новой силой. Причем власти решили, что без союзников им не обойтись. По замыслу Смольного, ими должны стать горожане: поэтому лозунг 'доходы в бюджет' в этом году плавно уступает свое место 'даешь качество продукции'. Так, на прошлой неделе в Центре контроля качества товаров (продукции), работ и услуг заработали телефоны 'горячей линии' по вопросам качества алкоголя. Как было заявлено, звонки обязательно будут учитываться при принятии решений о проверках той или иной компании. Вторым союзником городские чиновники выбрали местных производителей алкоголя, рассчитывая на их личную заинтересованность: большая часть 'левой' водки поступает из других регионов и из-за рубежа. КЭРППТ убедил производителей алкоголя объединиться с дистрибьюторами и помогать чиновникам в выявлении разного рода схем. Участникам рынка, по мнению чиновников, легче присматривать за своими коллегами и сигнализировать 'наверх', если те начнут играть не по правилам. Еще один оригинальный прием, который власти взяли на вооружение, можно назвать 'проверь себя сам'. Все акцизные склады и аккредитованные в КЭРППТ поставщики (последних в городе около 160) обязаны приобрести прибор для определения подлинности региональной спецмарки. Аппарат недорогой - около 3 тыс. руб., но последствия его применения могут быть самыми серьезными. Оптовиков, на складе которых будет обнаружен товар с поддельной спецмаркой, можно автоматически считать нарушителями. Сослаться на то, что при получении партии со стороны проверить подлинность марок было невозможно, им не удастся. В результате у компании может быть отозвана аккредитация. Бензин: кто самый чистый? 'Серые' схемы на рынке нефтепродуктов, связанные с оборотом 'левого' бензина (по официальным данным, это порядка 10-15% рынка), также не дают чиновникам спокойно спать. На этом фронте тоже решено привлечь в качестве союзников 'белых' участников рынка (намекая на его передел в их пользу после вытеснения 'серых' игроков) и потребителей (под лозунгом борьбы за качество). Уже есть первые ласточки: недавно четырем АЗС компаний 'Лукойл' и ПТК был присвоен Экологический знак качества реализуемого топлива. Руку к его созданию приложили комитет по экологии, Нефтяная инспекция, Нефтяной клуб и др. Формально знак бесплатный, но, чтобы соответствовать всем требованиям, компаниям пришлось затратить несколько десятков тысяч долларов. В принципе немного, если вспомнить про упомянутый передел. Оценка инициативы Валерий Хватов, генеральный директор ООО 'Диджитал Эксперт': 'Регулирование рынка алкоголя и нефтепродуктов со стороны властей - нормальная практика в любом государстве. Осуждать это - все равно что обижаться на дождь. Но многочисленные ограничения и 'фокус' на крупных компаниях отрицательно скажутся на среднем бизнесе, а значит - и на экономике в целом'. Андрей Горюнов, директор ООО 'Палома': 'Экологический знак могу только поприветствовать. А вот инициатива с уменьшением количества акцизных складов, я думаю, не изменит общую ситуацию на рынке. Просто властям проще работать, когда игроков меньше. И желание избавиться от мошенников - это плохо прикрытое лобби крупных компаний'. Схемы разные нужны Топливно-недоливная Идея: оператор АЗС за счет нехитрых манипуляций с автоматом 'обучает' его завышать объем залитого горючего. В механическом автомате растягивается пружина, в электронный вставляется специальная схема (стоимостью $100-200). Результат: каждой машине недоливают пару литров. За день одна АЗС может 'сэкономить' до тонны-двух бензина. Топливно-разгонная Идея: оптовик покупает у нефтеперерабатывающего завода бензин с низким октановым числом (чаще всего 76-й). На нефтебазе с помощью специальных присадок октановое число 'разгоняется' до 92 или даже 95. Получается так называемый 'ТУ-шный' низкокачественный бензин. Результат: за счет разницы в цене исходного 76-го и полученного бензина оптовик и АЗС получают прибыль. Бюджет довольствуется акцизом, как будто был продан дешевый 76-й бензин (2657 руб. с тонны вместо 3629 руб.). Пешеходы вдыхают токсичные выхлопы, а автомобилисты гадают, почему 'умирает' двигатель. Топливно-прямогонная Идея: оптовик покупает у НПЗ прямогонный бензин (октановое число около 60, используется как сырье в химической промышленности). Акциз не платит, так как для прямогонных бензинов его ставка равна нулю. Бензин привозится на нефтебазу (как правило, используются нефтебазы в воинских частях, так как их сложнее проверять), где в него добавляют специальные присадки, повышая октановое число до 76, а то и 92. Результат: оптовик и АЗС получают прибыль за счет разницы в цене сырья и конечного продукта. Дополнительный 'бонус' - неуплата акциза. Бюджет не получает ничего. Топливо еще хуже, а выхлопы токсичнее, чем в разгонной схеме. Алкогольно-мальковая Идея: завод или акцизный склад покупает акцизные марки на бутылки емкостью 0,1 литр - 'мальки' (акциз - 4,6 руб.). Затем их клеят на бутылки емкостью 0,5 или 1 литр (акциз 25 руб. и 54 руб. соответственно). Результат: экономия 20-50 руб. с бутылки. Алкогольно-железнодорожная Идея: к оптовику приходит партия алкоголя с завода. По документам в розницу отгружается небольшая партия, с которой уплачивается акциз. Остальное 'отправляется' железной дорогой оптовику в другой регион (акциз не уплачивается). На самом же деле вся продукция реализуется в розничную сеть с поддельными акцизными марками или вообще без них. Результат: экономия на акцизе 100%.
Комментарии