Конфереция

Удобство взамен здравого смысла

Эксперты призывают Минфин изменить порядок уплаты акцизов на нефтепродукты Действующий порядок уплаты акцизов на нефтепродукты должен быть отменен. К такому выводу пришли участники "круглого стола" в Совете Федерации. Схема уплаты крайне сложна, из-за чего налогоплательщики нередко вынуждены дважды уплачивать акциз. При этом доходы от него никак не увязаны с развитием дорожного строительства и не компенсируют регионам потери от отмены налога на пользователей автодорог. Эксперты считают, что необходимо вернуться к старой схеме взимания акцизов, в которой налогоплательщиком являлся НПЗ, а не бензоколонка. Однако Минфин против, ведь собираемость акцизов сейчас достигает почти 100%. Действующий порядок уплаты акцизов на нефтепродукты вступил в силу в 2003 году. Чиновники Минфина, выступившие авторами этой схемы, намеревались таким образом компенсировать регионам выпадающие доходы из-за отмены налога с пользователей автодорог. Если раньше плательщиком акциза был производитель нефтепродуктов - НПЗ, то по новой схеме основная тяжесть по его уплате легла на АЗС: акциз зачитывается всем продавцам по цепочке за исключением конечного. Авторы схемы исходили из того, что там, где больше дорог, больше и бензоколонок. Значит, если налог будут платить АЗС, поступления от него распределятся между регионами в соответствии с их потребностями в финансировании дорожного хозяйства. По мнению Минфина, схема себя оправдала. Как сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов, "по итогам 2004 года собираемость акцизов на нефтепродукты в России составила 97,5%". 100,6 млрд. рублей были распределены между уровнями бюджетной системы согласно действующим правилам - 10% напрямую в соответствующий территориальный бюджет, 40% - в центр, а 50% - через казначейство также в бюджеты регионов. Однако вчера участники "круглого стола", организованного Советом Федерации, резко раскритиковали действующую схему уплаты акцизов на нефтепродукты. "Система является весьма и весьма неэффективной", - заявил аудитор Счетной палаты Владимир Пансков. По словам аудитора, новый порядок благоприятствует появлению фирм- однодневок. Но самое главное, он не справился с задачей справедливого распределения доходов между регионами. "Сегодня увязки между тем, сколько потребляется бензина на территории региона и сколько поступает акциза, нет", - подчеркнул аудитор СП. С ним согласился и зампред думского комитета по бюджету и налогам Сергей Штогрин. "Система, при которой налог уплачивается дважды, аморальна и не должна существовать", - заявил депутат. Как пояснил Штогрин ГАЗЕТЕ, продавцу зачастую проще продать товар с учетом акциза, чем ждать документального подтверждения честности или нечестности покупателя. "И если покупателю срочно нужен продукт, он покупает его с закрытыми глазами, т.е. один раз платит за акциз, а потом уплачивает его еще раз", - сказал Штогрин. Это приводит к тому, что реальная ставка акциза оказывается выше законной. Против существующего порядка высказалась и начальник управления косвенных налогов ФНС Надежда Чамкина, чем немало удивила Шаталова. "Собираемость акциза действительно почти 100%", - подтвердила сотрудник ФНС. Однако, по ее мнению, это происходит в том числе потому, что налогоплательщики не всегда идут за вычетами из-за "трудоемкости их получения". "Если бы все налогоплательщики обратились за вычетом, мы бы не получили 100% собираемости", - подчеркнула Чамкина. Возмущение участников заседания вызвало и то, что правительство Налоговым кодексом пытается регулировать межбюджетные отношения. При этом перераспределять средства все равно справедливо не получается. Например, как сообщила Чамкина, "Башкирия собирает порядка 4,5 млрд. рублей акциза, а в ее бюджете остается 1,1 млрд.", которые не компенсируют выпадающие доходы от отмены налога с пользователей автодорог. В результате участники заседания призвали Минфин вернуться к старому порядку уплаты акциза. Однако Сергей Шаталов хоть и признал издержки системы, отменить ее не согласился - ведь собираемость акцизов высокая. "Минфин предпочитает здравому смыслу собственное удобство", - удрученно поделился своим мнением с ГАЗЕТОЙ один из участников "круглого стола".
Комментарии