Конфереция

Труба без льгот

Идея 'Транснефти' получить налоговые льготы или средства стабфонда для строительства дальневосточного нефтепровода не нашла понимания у чиновников. Против нее выступили Минэкономразвития и Минфин. Но аналитики считают, что и без поддержки государства 'Транснефть' способна построить эту трубу. Распоряжение о строительстве нефтепровода из Ангарска в дальневосточный порт Находка было подписано премьером Михаилом Фрадковым 31 декабря. Предполагается, что проектная мощность трубы составит 80 млн т нефти в год. По оценке 'Транснефти', строительство нефтепровода обойдется компании в $11,5 млрд. Еще в октябре президент монополии Семен Вайншток направил письмо премьеру Михаилу Фрадкову с предложением предоставить компании льготы по налогам на прибыль, имущество и на добавленную стоимость на период строительства и окупаемости восточного проекта. Но чиновники с предложением 'Транснефти' не согласились. В пятницу заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов сообщил, что его ведомство выступает против предоставления монополии и ее подрядчикам льгот или помощи из средств стабилизационного фонда. 'Предоставление различных льгот и исключений препятствует развитию свободной конкуренции, усложняет налоговое администрирование и тем самым создает условия для уклонения от налогообложения недобросовестными налогоплательщиками, - цитирует "Интерфакс" слова замминистра. - Так что могу сказать, что наша позиция по этому вопросу пока отрицательная'. 'То, о чем просит "Транснефть", - нереально, - поясняет сотрудник Минэкономразвития. - Мы можем только предоставить льготы по импортным пошлинам на ввоз оборудования и импортному НДС'. Но предоставление льготы по уплате НДС при импорте оборудования для строительства трубопровода Шаронов не считает обоснованным. Он отмечает, что НДС - это косвенный налог, плательщиком которого по сути является конечный потребитель. Поэтому отмена НДС не снизит налоговую нагрузку на компанию, заключил замминистра. Сотрудник Минэкономразвития отмечает, что для предоставления налоговых льгот 'Транснефти' необходимо править Налоговый кодекс. 'Этого никто делать не станет', - заявляет он. А Шаронов напоминает, что Налоговый кодекс запрещает предоставление индивидуальных льгот. Сотрудник Минэкономразвития также отмечает, что чиновники не хотят давать 'Транснефти' льготы по налогу на прибыль ее строительных и подрядных организаций, о которых тоже просила компания. Чиновник Минфина тоже против налоговых льгот для 'Транснефти' и ее подрядчиков. 'Чтобы предоставить их, надо предусмотреть это в Налоговом кодексе, - говорит он, - но тот же самый кодекс напрямую запрещает предоставление индивидуальных льгот'. Так же, по его словам, обстоит дело и со стабилизационным фондом - чтобы выделить из него какие-то средства, надо вносить соответствующие изменения в законодательство. 'Но почему все это надо делать ради "Транснефти"? - вопрошает чиновник. - Разве в стране мало других строек?' Впрочем, первая реакция чиновников не смутила менеджмент монополии. Вице-президент 'Транснефти' Сергей Григорьев сказал 'Ведомостям', что его компания попытается убедить правительство в собственной правоте. Он уточняет, что монополия намерена просить льготы не на весь проект, а только на его половину - на строительство нефтепровода до китайской границы. При общей стоимости проекта $11,5 млрд на китайский участок придется примерно $6,5 млрд. 'Конечно, предоставление налоговых льгот повысит рентабельность проекта и поможет привлечь больше средств от инвесторов и кредитных средств', - отмечает аналитик 'Тройки Диалог' Каха Кикнавелидзе. Но Майкл Бобошко из 'Совлинка' считает, что 'Транснефть' может ввести целевую надбавку к тарифу для финансирования новой стройки и привлечь в банках $3-4 млрд. 'Но государство все же должно оказать компании поддержку, поскольку это еще и важный геополитический проект', - резюмирует Бобошко.
Комментарии