// За что министр нефти Индии предлагал Виктору Хритенко $25 млрд
наследство ЮКОСа
Вчера в Москву прибыл министр нефти и природного газа Индии Мани Шанкар Айар. За два дня он планирует добиться от российских коллег согласия на покупку пакета акций "Юганскнефтегаза" (ЮНГ) индийской государственной компанией Oil & Natural Gas Corp. (ONGC). Вчера обсуждение началось на встрече с российским министром промышленности и энергетики Виктором Христенко. Однако закончилось оно практически безрезультатно. Решающий момент в этих переговорах может наступить уже сегодня: индийский гость проведет переговоры с главой нынешнего владельца ЮНГ компании "Роснефть" Сергеем Богданчиковым.
Переговоры индийского министра, с самого начала не пожелавшего скрывать от широкой общественности истинной цели своего визита в Россию, а именно приобретения пакета ЮНГ, начинались почти детективно. С утра и практически до начала переговоров господ Айара и Христенко в Минпромэнерго утверждали, что встреча может не состояться по причине болезни российского министра. И действительно, утром господина Христенко на рабочем месте не оказалось. До своего кабинета в Китайгородском проезде глава Минпромэнерго добрался лишь вечером - совсем незадолго до 18.00 (именно на этот час у господина Христенко и была назначена встреча с господином Айаром). И как сообщил Ъ источник, близкий к переговорам, "встреча была весьма непродолжительной".
Между тем и помимо плохого самочувствия у Виктора Христенко были основания не слишком горячо ждать встречи со своим индийским коллегой. По очень простой причине: будущее "Юганскнефтегаза" от министра мало зависит. Достаточно вспомнить предложение Виктора Христенко о продолжении поглощения "Роснефти" "Газпромом" по схеме, родившейся еще до аукциона по "Юганскнефтегазу", при выделении его в самостоятельную нефтяную госкомпанию. Цель предложения - вывести "Газпром", включая экспорт им нефти, из-под возможных санкций хьюстонского суда. Слабость предложения в том, что "Роснефть" никому не собирается отдавать свой трофей в войне с ЮКОСом.
Зато для Мани Шанкара Айара было важно выяснить отношение российского правительства к возможному участию индийского капитала в "Юганскнефтегазе". Индийский гость вчера нарисовал перед российским правительством (о том, какую оно занимает позицию, он, собственно, и рассчитывал узнать от Виктора Христенко) чудесную картину обильного инвестиционного дождя - вплоть до $25 млрд, который прольется на российскую нефтегазовую отрасль в случае одобрения покупки ЮНГ индийской ONGC. Господин Айар подчеркнул, что ONGC "имеет достаточно финансовых средств" для покупки доли в "Юганскнефтегазе" (по-прежнему представляющего для индийцев наибольший интерес), а ее дочерняя структура ONGC Videsh Ltd, являющаяся оператором зарубежных проектов, сможет привлечь до $25 млрд. "У нас есть деньги, и мы можем заглядывать далеко вперед",- заявил господин Айар. "Думаю, что нас рассматривают как конкурентоспособного потенциального покупателя на эти активы",- добавил индийский гость.
Судя по всему, вчера Виктор Христенко так же далеко вперед заглядывать не смог. В результате господин Айар процитировал слова Виктора Христенко о том, что "вопрос участия иностранных компаний в этом проекте остается открытым". Оправданием для задержки с решением этого вопроса, намекнул господин Айар, служат "юридические проблемы с 'Юганскнефтегазом'". С досады господин Айар тут же указал на более успешного конкурента - китайскую госкомпанию CNPC: "ONGC не единственная иностранная компания, претендующая на покупку акций 'Юганскнефтегаза'. Среди наиболее вероятных претендентов - China National Petroleum Corp. (CNPC), которая выплатила 'Роснефти' $6 млрд в качестве аванса за будущие поставки нефти",- отметил индийский министр.
На самом деле речь идет о двух совершенно разных сделках - если китайский кредит можно фактически считать предоплатой за российский нефтяной экспорт, то Индия хочет получить акции ЮНГ. Заметим, что в течение последних недель различные индийские СМИ чуть не ежедневно сообщали о том, что ONGC намеревается купить от 11% до 15% акций ЮНГ. А российской стороне деньги пригодятся: для оплаты покупки 77% акций ЮНГ за $9,35 млрд "Роснефти" на данный момент не хватает $1,65 млрд. Напомним, что $1,7 млрд компания получила в прошлом году, продав в конце декабря "Газпрому" свой пакет акций "Севморнефтегаза". Еще $6 млрд получено в качестве аванса за пятилетние поставки нефти от китайских компаний. В "Роснефти" утверждают, что эти деньги были направлены на другие цели, а покупку ЮНГ профинансировал "консорциум российских банков". В свое время ONGC предлагала $2 млрд за пакет акций ЮНГ, однако, по сообщениям индийских СМИ, "Роснефть" готова продать акции ЮНГ теперь уже не менее чем за $6 млрд.
Однако стороны либо не сошлись в цене, либо в размере пакета. И $25 млрд, названные индийским гостем, не помогли. Во всяком случае, источник, близкий к переговорам, сообщил Ъ, что "о выходе на какие-либо договоренности говорить пока рано - необходимы дополнительные взаимные консультации на самом разном уровне, как на политическом, так и на корпоративном". Консультации продолжатся сегодня: господин Айар отправится на встречу с президентом "Роснефти" Сергеем Богданчиковым, а потом вернется на политический уровень: ему предстоит встреча с вице-премьером Александром Жуковым и повторные переговоры с Виктором Христенко.
Комментарии