Конфереция

На "чистый" бензин укажет "знак качества"

Отныне качество топлива на городских АЗС автовладельцам предлагается определять по наличию или отсутствию на видном месте заправки особого экологического знака, который городское правительство специально учредило для того, чтобы сориентировать автовладельцев, где можно купить гарантированно качественный бензин. Сегодня комитет по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности вручил такой знак двум топливным операторам Петербурга - "ПТК" и "Лукойлу". Исходя из идеи создания знака, теперь четыре АЗС, принадлежащих этим компаниям, отныне (как гарантию правительства Петербурга) можно отнести к автозаправкам, реализующим только топливо, прошедшее все проверки на качество. Как уверяют в комитете по охране окружающей среды, наличие экологического знака у АЗС не является обязательным. Каждая компания может сама решить, нужен ей такой знак или нет. По сути, можно сказать, что он станет добровольной формой сертификации АЗС. Это, скорее, вопрос престижа. Логика присвоения этого добровольного знака такова, что те компании, которые не пожелают им обзавестись, автоматически могут быть признаны экологически сомнительными. Даже несмотря на то, что их продукция будет соответствовать всем ГОСТам. Между тем, по словам специалистов тех ведомств, которые контролируют качество топлива, существующие сегодня стандарты настолько размыты, что формально обвинить компанию в том, что она реализует некачественный бензин довольно сложно. ГОСТы допускают наличие в бензине присадок, содержащих железо, марганец и прочие вещества, способные навредить автомобилю. Поэтому, как считают в Комитете по охране окружающей среды, в получении "экознака" должны быть заинтересованы, в первую очередь, сами операторы рынка. А оценивать качество будет специальная комиссия, куда войдут специалисты Управления по технологическому и экологическому надзору по Петербургу федеральной службы Ростехнадзора, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности, Комитета по транспорту, КЭРППТа, а также представители Нефтяного клуба. Как сообщили "Фонтанке" в Комитете по природопользованию, заказчиком программы выступает городской бюджет, и за экологическую проверку собственникам АЗС платить не надо. А значит, никаких формальных причин для того, чтобы отказаться от проверки, у руководства автозаправочных станций быть не должно. Но до сих пор желание поучаствовать в таких проверках изъявили всего несколько участников топливного рынка. Как заметил президент "Нефтяного клуба" Олег Ашихмин, этим компаниям пришлось выложить довольно круглые суммы для того, чтобы привести заправки к необходимым стандартам качества. Исходя из этого, можно предположить, что получить "экознак", а значит, отличиться на фоне других, смогут только заведомо крупные компании, способные вложить крупные суммы в модернизацию своих АЗС. Впрочем, как уверяют "контролеры", экологический знак не станет механизмом регуляции рынка. "Если у компании нет денег на то, чтобы продавать качественный бензин, то мы не считаем, что ее стоит за это пожалеть", - заявил корреспонденту "Фонтанки" Олег Ашихмин. А по мнению заместителя председателя Комитета по охране окружающей среды и экологической безопасности Александра Федорова, если таким образом рынок и будет регулироваться, то только "косвенно". Можно сделать вывод, что эффект от этой новации будет иметь результат только в том случае, если обзавестись таким знаком решат все участники рынка. В противном случае на экологии города идея его введения не отразится никак. Но, как заявил сегодня начальник межрегионального отдела по надзору за взрывоопасными объектами химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности Управления по технологическому и экологическому надзору по Петербургу федеральной службы Ростехнадзора Василий Смеречук, если все 284 АЗС получат знак, то выбросы вредных веществ в атмосферу уменьшатся как минимум на треть. С другой стороны, по данным Смеречука, многие компании, "прикрывающиеся" известными вывесками, реализуют в городе некачественное топливо, поэтому местное отделение Ростехнадзора собирается вдвойне следить за АЗС, которые уже получили знак. "Он не освободит от проверок никого", - обещал Василий Смеречук корреспонденту "Фонтанки". Известно, что подобный знак несколько лет назад был введен и в Москве, но, судя по всему, радикально ситуацию он не изменил. Чтобы бороться за качество бензина, Мосгордуме пришлось принять специальный закон, который регулирует работу служб, контролирующих качество топлива и предусматривает крупные штрафы для компаний-нарушителей (до 500 МРОТ). Что касается Петербурга, то пока о подобном законе только ходят разговоры, когда реально он будет принят - неизвестно. Тем временем, по данным Петербургкомстата, в прошлом году в городе было зарегистрировано около 1,5 миллиона транспортных средств. Суммарная величина выброса загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта сейчас составляет почти 80 процентов.
Комментарии