Конфереция

Президент НП "Нефтяной Клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихминым: проблемы участков под АЗС и качества топлива

За 2004 год нефтяной клуб являлся одним из самых активных ньюсмейкеров в Санкт-Петербурге. Некоммерческим партнерством, объединяющим большинство городских топливных операторов, был поднят ряд очень важных проблем. Часть из них удалось решить, часть находится в активной стадии освоения. Об итогах прошедшего года и планах на будущий, журналисту информационного агентства Аи92 рассказал Президент НП "Нефтяной Клуб Санкт-Петербурга" Олег Ашихминым.

Олег Борисович, Вы возглавляете Нефтяной Клуб уже 6 лет, сменив на посту Сергея Юрьевича Ветлугина, бывшего тогда Директором Лицензионной Палаты. Чем принципиально изменилась деятельность Клуба?

Да, действительно, я занимаю этот пост уже 4 года. Когда я возглавил Нефтяной Клуб, я был директором компании Восход, которая затем стала называться Балтийский торговый дом. Теперь она продана, а я стал независимым общественным деятелем, который знает бизнес изнутри, все его проблемы и подводные камни. С этим связано и изменение политики нефтяного клуба. Сергей Юрьевич Ветлугин создал сильную общественную организацию для развития топливного рынка города. Но тогда и сам Ветлугин, и, например, Юрий Васильевич Антонов, являлись чиновниками, ответственными за это направление работы администрации. Поэтому они были заинтересованы в развитии курируемой ими отрасли, которая обеспечивала энергетическую безопасность города. Теперь все несколько по-другому. Теперь есть интересы отрасли и интересы городского правительства. Очень часто они не совпадают. Поэтому нам приходится не только рынок развивать, но и его отстаивать, поскольку мало чиновников знают этот рынок достаточно глубоко и ряд решений принимается нерациональных.

Каких, например?

Например, при распределении земельных участков под строительство АЗС. Раньше городу было выгодно, когда инвесторы сами занимались поиском земельных участков, подготовкой документации, проектированием и строительством заправок. Их было явно недостаточно, выстраивались очереди. Был даже этап, когда было разрешено строительство контейнерных АЗС, являющихся объектами повышенной пожаро- и экологической опасности. Тогда все средства были хороши для быстрого снятия проблемы заправки городского и частного транспорта топливом. После того, как дефицит АЗС исчез, город озаботился проблемами экологии. К 2001 году были убраны практически все контейнерные заправки. Кстати, этот шаг тоже готовился нефтяным клубом, то есть сами участники при активной поддержке чиновников, внедряли на рынке современные стандарты. По состоянию на 2002 год город имел абсолютно удовлетворенный спрос на топливо. Но продолжал выделять землю "по старинке", то есть целевым способом. Конечно, практически все операторы использовали эту схему. Одни для того, чтобы нарастить собственные сети и подороже продать бизнес, другие закрывали те районы, где их сети были недостаточно развиты, третьи просто строили АЗС перед заправкой конкурента и отнимали у него клиента. Сейчас, кстати, в городе целый ряд нерентабельных станций. И мне кажется, здесь государство в лице городского правительства забыло о своей регулирующей роли и для кого оно работает - потребности автомобилистов удовлетворены и поскольку АЗС является объектом повышенной опасности, развивать этот опасный вид деятельности не эффективно. Когда вступил в силу Земельный кодекс, мы пришли в правительство и сказали давайте оценим сколько и где нужно АЗС построить, подготовим документацию и выставим эти участки на открытые торги. Сколько нужно городу АЗС и где не знает в правительстве никто, а для того, чтобы начали проводить торги, пришлось выиграть суд и, по сути, заставить правительство исполнять закон. Меня поразило то, что абсолютно отсутствует понимание проблемы. При целевом распределении земельных участков город получал в бюджет 100-120 тысяч долларов. Сейчас на торгах за участок бюджет получает 500-600 тысяч. Значит для того, чтобы бюджету получать столько же денег, можно продавать в 5 раз меньше участков. При этом экология только выигрывает. А "лишние" участки можно использовать под другие цели. Автомойки, например, которых в городе явно не хватает.

Теперь этот вопрос полностью снят?

Не совсем. То есть для нас, условия на земельной рынке стали более прозрачны и прогнозируемы. Но не менее понятны. Например, до сих пор нет рационального объяснения, почему подавляющее большинство участков под АЗС планируется выставить единым лотом. Зачем? Все участники топливного рынка, за исключением единиц, я бы даже сказал единицы, высказались против этого решения. И бюджет от этого получит меньше денег. Кому тогда это выгодно? Давайте представим, что все участки для строительства жилых домов взяли и вставили единым лотом. Последствия не нужно даже просчитывать - строительные фирмы обанкротятся, дольщики и бюджет потеряют деньги, а город получит диктатора цен. Почему тогда это допускается на топливном рынке. Недавно прочитал заявление одного из чиновников, что участки объединяются для того, чтобы продать привлекательные участки вместе с неликвидными. Но если в этом месте проезжает 10-20 машин в сутки, зачем там АЗС. А их там, по словам этого же чиновника, запланировано 3. Где логика? Может быть, есть смысл подумать над более рациональным использованием территории.

Сколько же городу нужно автозаправочных станций?

Обоснованный ответ на этот вопрос не может дать никто. Я много раз присутствовал на общественных слушаниях по строительству АЗС. Те жители, неважно автомобилисты или пешеходы, попадающие в зону строительства АЗС, резко и жестко возражают против строительства заправки. Мы проводили опрос автомобилистов, результаты которого показали, что вопрос дефицита АЗС для них не стоит. Гораздо острее их волнует вопрос качества обслуживания и топлива. Но город развивается, перераспределяются транспортные потоки. Поэтому нефтяной клуб выступил инициатором разработки методики размещения АЗС в городе, на основе которой планируется создать детальную схему мест для выделения участков под автозаправочные станции. Мы рады, что все-таки нашли понимание в комитете по экономическому развитию, который готов помочь эту идею, нужную для всех сторон, реализовать. Разработка этой схемы с учетом перспектив развития города на 3, 5 и 10 лет и даст ответ на ваш вопрос. Пока же все заявления пустые слова, не подкрепленные цифрами.

Вы затронули вопрос качества топлива, которые уже неоднократно звучал, в том числе и на правительстве.

Да, этот вопрос очень актуален. И на его постановку мгновенно отреагировала Валентина Матвиенко, дав поручение разработать комплексную программу контроля качества топлив, поступающих в город. Пока комплексной программы нет, но пути решения этой проблемы намечаются.

Какие именно? Экологические знаки?

Вы точно подметили, что проблемы экологии и качества топлив тесно связаны. Большинство вредных выбросов в атмосферу поступает от автомобильного транспорта. А на их состав и величину немаловажное влияние оказывает качество топлив. Поэтому введение экологических знаков для АЗС - одна из мер и борьбы за экологию, и за качество топлив. Но это не комплексная программа, а ее часть. АЗС - один из этапов движения нефтепродуктов от завода до потребителя. Причем не самый простой в плане контроля из-за большого количества АЗС и механизма проведения анализов нефтепродуктов. Есть еще расходные склады, нефтебазы, подвижной состав, вопросы организации лабораторий. Контроль на всех этих объектах нужно связать в единую цепь. Тогда получится комплексная программа. Причем прямой способ "приехал-проверил" не подходит. Пока на АЗС выполняется забор проб и делается анализ, все топливо оказывается продано. А на многие объекты хранения инспекторам просто не попасть, в силу ведомственного подчинения, например, военных складов ГСМ. Есть и законодательные проблемы. Например, Госстандарт выдает технические условия для производства нефтепродуктов, существенно не анализируя как это скажется на работе двигателя. Но все эти проблемы медленно, но решаются. Из последних мер могу привести целый ряд разумных начинаний - экологических знак, введение региональных стандартов, технических регламентов и так далее.

А саморегулируемые организации?

Это инициатива от бизнеса. От чистого и прозрачного бизнеса. Инициатива правильная и идущая в соответствии с последними тенденциями экономики России. И я думаю, что администрация Петербурга правильно приняла решение ее поддержать. Ведь это общие проблемы. На мой взгляд, саморегулируемая организация - ядро, которое должно существовать в определенных заданных условиях. Город и бизнес вырабатывают определенные стандарты в области качества нефтепродуктов, а СРО обеспечивает их соблюдение среди своих членов.

Но проверить весь объем нефтепродуктов, поступающих в город, практически невозможно.

Это не совсем так. Мы выработали и предлагали городу ряд эффективных и беззатратных мер контроля. Вы не поверите, но для этого достаточно установить всего один компьютер и организовать систему документооборота. Пока ответ мы не получили. Как не имеет правительство Петербурга и ответ на простой вопрос - сколько и откуда поступают нефтепродукты. А это важно. Бензин и дизельное топливо - подакцизные товары. Точно зная объем, можно точно знать все ли платят налоги и в полном объеме. Здесь пересекаются программа контроля качества и программа по учету объема поступающих нефтепродуктов. Выведя из тени объем поступающих "топлив", изготовленных из необлагаемого акцизом прямогонного топлива, бюджет получит больше налоговых поступлений.

Какие же вопросы лягут в основу Вашей деятельности в 2005 году?

Основных вопроса три - отстаивание интересов членов нефтяного клуба при распределении земельных участков, создание комплексной программы контроля качества нефтепродуктов и разработка схемы размещения АЗС в Петербурге. Есть и некоторые другие вопросы, по которым мы сформулировали свою позицию и передали предложения в правительство - повышение эффективности функционирования системы госзаказа, внедрение механизма контроля входящего объема нефтепродуктов и другие. Кроме того, на федеральном и региональном уровне готовится ряд изменений в законы, которые непосредственно касаются наших членов. Их мы также будем обсуждать и принимать по ним решения.

И последний вопрос. Нефтяной клуб входит в состав Российского топливного союза, объединяющего множество региональных ассоциаций. Какие проблемы Вы рассматриваете на федеральном уровне?

Это очень сложный вопрос. Во время последнего итогового заседания РТС в декабре 2004 года, мы увидели принципиальную особенность. РТС потерял часть своих членов. Не в силу каких-либо финансовых вопросов. Ряд регионов за год был попросту монополизирован нефтяными компаниями. Теперь на месте независимых операторов, которые работали бок о бок с нефтяниками, образовались нефтяные монополии. Это нас потрясло. И я считаю, это большая беда для конкуренции, а значит и развития всей топливной отрасли. Регионы могут быть просто поделены между нефтяными компаниями и те смогут спокойно устанавливать любые цены, диктовать любые условия. Мы наблюдаем эту тенденцию и в Петербурге. Сети продаются одна за одной, давая зеленый свет монополизму. Боюсь, что это обернется большой бедой завтра, когда государству на цены повлиять будет очень сложно.

Не могу не задать еще один вопрос. Что будет с ценами?

Думаю, что весной нас ждет такой же их взлет, как и падение зимой. Спрос вырастет, пошлины снизятся, экспорт откроется, мировые цены стабильно высокие. Все факторы известны. Вопрос в пропорциях.
Комментарии