Конфереция

ФАС спутала карты

Новые ставки вывозных пошлин на бензин и мазут определятся не раньше января Чиновники не смогли выполнить свое обещание перед нефтяниками и ввести новые ставки экспортных пошлин на нефтепродукты. Договориться о сумме изъятий они попробуют через месяц. Эксперты надеются, что задержка будет незначительной и не повредит рынку бензина и мазута. Участники межведомственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле при Минэкономразвития согласовали новые правила расчета пошлин на нефтепродукты еще в ноябре. Как и сейчас, пошлины планировалось привязать к европейским ценам на нефть и в среднем зафиксировать на уровне около 65% от тарифа на экспорт самой нефти (этот показатель установлен с 1 августа, ранее пошлины на нефтепродукты составляли 90% от нефтяных). При этом вывоз мазута по планам должен был обходиться в два раза дешевле, чем экспорт светлых нефтепродуктов. Например, при средней ставке пошлины на разные виды топлива в 15% от экспортной стоимости тариф на экспорт мазута составлял бы 10,5%, светлых нефтепродуктов - 19,5%. Но решение о судьбе этих предложений комиссия вчера отложила до середины января 2005 г. По словам директора департамента внешнеторговой деятельности Минэкономразвития Алексея Каульбарса, Минфин настаивал на том, чтобы сгладить шкалу. Из письма директора департамента налоговой политики Минфина Михаила Моторина, копия которого имеется у 'Ведомостей', следует, что 'разрыв между уровнями ставок пошлин на стыках между интервалами цен на нефть достигает $10/т и более'. А Федеральная антимонопольная служба, посетовал Каульбарс, внезапно предложила менять ставки пошлин в зависимости от времени года. Например, убежден замдиректора ФАС Анатолий Голомолзин, зимой пошлины на мазут надо повышать, а на бензин - понижать. 'Минфин и Минэкономразвития, предлагая низкие пошлины на мазут и высокие на бензин, исходят только из фискальных интересов, - рассуждает он. - Но бензин в России зимой не пользуется особенным спросом в отличие от темных нефтепродуктов. Нынешняя система стимулирует вывоз мазута и, следовательно, его дефицит на внутреннем рынке'. Минфин с такой логикой не согласен: по словам замначальника отдела таможенных платежей Александра Саковича, от повышения экспортных пошлин на мазут внутренние цены на него только вырастут. Нефтяники надеются, что предложения ФАС удастся заблокировать. 'Рентабельность экспорта мазута существенно ниже, чем у бензинов, и если его экспорт облагать слишком высокой пошлиной, то нефтеперерабатывающие заводы просто им затоварятся', - поясняет замгендиректора 'Татнефти' Азат Ягафаров. Задержка с введением новых пошлин пока не скажется на рынке топлива, считает аналитик 'Тройки Диалог' Валерий Нестеров: 'Потребитель достаточно обеспечен нефтепродуктами, и экспортные пошлины на них не играют такой роли, как весной, в период пикового спроса'. Но, по словам пресс-секретаря 'ЛУКОЙЛа' Дмитрия Долгова, нефтяникам хотелось бы иметь 'более предсказуемые правила игры, поскольку это нужно для долгосрочного планирования'. Справка По предложению Минэкономразвития при цене нефти до $15/баррель средняя ставка пошлины составляет 0%, $15-20/баррель - 2% на мазут и 4% за светлые нефтепродукты, $20-25/баррель - соответственно 7% и 13%, $25-30/баррель - 10,5% и 19,5%, $30-35/баррель - 12,2% и 22,7%, а свыше $35/баррель - 14% и 26%.
Комментарии