Конфереция

Чиновники определились с маршрутом нефтепровода из Восточной Сибири

Восточносибирская нефть потечет прямиком в тихоокеанский порт Находка без всяких ответвлений на Китай. Как стало известно 'Ведомостям', до конца недели премьер-министр Михаил Фрадков может подписать постановление о строительстве нефтепровода из Тайшета до бухты Перевозной. 'Транснефть' рассчитывает, что для ускорения процесса чиновники предоставят ей таможенные и налоговые льготы. Строить трубу на китайский Дацин предложила пять лет назад нефтяная компания 'ЮКОС' - единственный экспортер нефти из России в Китай. Но в 2002 г. государственная 'Транснефть' выдвинула альтернативу - тянуть нитку в бухту Перевозная (Находка). В мае 2003 г. правительство задумалось о совмещении маршрутов, но решило дождаться экологической экспертизы Минприроды. 'Министерства окончательно согласовали строительство нефтепровода Тайшет - Сковородино - Перевозная. Ответвления на Китай в проекте постановления правительства нет. До конца недели [Фрадков] подпишет его', - рассказывает чиновник Белого дома. Представитель Минпромэнерго Станислав Наумов подтвердил, что его министерство вместе с Минэкономразвития, Минтрансом и Минприроды договорилось по 'восточному маршруту' трубопровода мощностью до 80 млн т в год. По его словам, вопрос о нитке на Дацин будет обсужден позднее, поскольку 'документ рамочный'. Работа над восточной трубой пройдет в несколько этапов. Заказчиком проектирования будет 'Транснефть'. Минприроды будет поручено до 1 мая представить программу геологического изучения месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока. Минтранспорта с Минобороны должны решить вопрос о выходе судов из бухты Перевозная. Минтранс и РЖД разработают план бесперебойной доставки грузов для строительства нефтепровода, а также изучат возможность транспортировки нефти в Перевозную по железной дороге до окончания строительства. Цена и сроки строительства в проекте постановления не указаны. Но вице-президент 'Транснефти' Сергей Григорьев сказал, что стоимость проекта Тайшет - Находка оценивается в $11,5 млрд, а ветка до Сковородино обойдется в $6,5 млрд. Для ускорения окупаемости проекта 'Транснефть' представила в правительство перечень таможенных и налоговых льгот, которые могут быть предоставлены его участникам. Сумму льгот Григорьев не назвал, но сказал, что они аналогичны полученным 'Газпромом' при строительстве газопровода по дну Черного моря в Турцию ($1 млрд, по оценке Счетной палаты) и самой 'Транснефтью' при прокладке БТС. Это освобождение от НДС при строительстве и таможенных пошлин при импорте оборудования, труб и материалов. 'Рассчитывая сумму преференций, мы исходили из того, что предельный тариф транспортировки, который выдержат нефтяники, должен быть $47 за 1 т', - сказал Григорьев. А Наумов сказал, что льготы несут скорее социальную функцию: 'Это предлагается не столько для эффективности экспорта, сколько для повышения занятости населения Восточной Сибири и Дальнего Востока'. Выбрав Находку конечным пунктом 'восточного маршрута', правительство примет правильное решение, так как оно 'обеспечивает компаниям большую гибкость экспорта', говорит руководитель департамента по работе с инвесторами компании 'ЛУКОЙЛ' Геннадий Красовский. Менеджер ТНК-ВР Марина Драчева не смогла оценить, можно ли и в какие сроки заполнить трубу на 80 млн т. Но все равно одобрение проекта правительством она считает хорошей новостью. По ее словам, строительство государством мощной транспортной инфраструктуры - это гарантия компаниям, занятым на капиталоемких месторождениях Восточной Сибири, и в частности Верхнечонского, где работает ТНК-ВР. А руководитель российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев озадачен отсутствием ответвления на Дацин. По его мнению, России придется найти способ протянуть трубу в Китай, возможно, в сотрудничестве с китайской CNPC. Иначе КНР, чья зависимость от импорта нефти постоянно растет, воспримет действия Москвы как крайне недружественные.
Комментарии